А.А.Шпильман

Предпосылки объемного восприятия мира

(продолжение, начало см. №5/95, №1/96, №2/96, №4/96)

(функциональное поведение)

Подходя в музее к картине во всю стену, Вы издалека охватываете картину одним взглядом, улавливая общий сюжет. Подходя ближе, Вы получаете возможность рассмотреть подробно отдельные детали, в то же время теряете возможность окинуть всю картину одним взглядом. Отойдя от картины, Вы снова видите всю картину, но воспринимаете ее более полно с учетом подробно рассмотренных деталей. В этот момент вы можете обнаружить, что какие-то детали вы пропустили, и снова подходите поближе. И так вы можете повторять многократно, каждый раз открывая для себя нечто новое.

Аналогично, сталкиваясь с некой задачей, в начале имеет смысл взглянуть на неё "издалека", почувствовать, что говорит вам ваше чувство гармонии и интуиция. Этот момент можно назвать - моментом всеохватывающий, параллельной обработкой информации. Оценив ситуацию, можно приступать к аналитической проработке отдельных деталей проблемы (момент последовательной обработки информации), с последующим синтезом и новым взглядом "издалека. Т.е., при решении практически любой задачи, имеет смысл чередовать (сочетать) параллельную и последовательную обработку информации, до тех пор, пока не будет получено достаточно четкое осознание ситуации.

 

Тренинг объемного восприятия мира

Мы привыкли уповать только на аналитический способ обработки информации, а о чувстве гармонии мы иногда вспоминаем только, столкнувшись с произведениями искусства. Диссонанс фальшивой ноты в знакомой мелодии для большинства людей весьма ощутим, но, увы, диссонанс в мировоззренческой позиции, диссонанс в информации которой нас пичкают, мы не замечаем. А если и замечаем, то моментально пускаемся в анализ, не "прочувствовав" ситуацию до конца.

Умение пользоваться чувством гармонии – это не менее важное умение, чем умение пользоваться анализом. Для тренинга попробуем почувствовать гармонию-дисгармонию на паре предложенных тем.

 

Изгнание из Рая

Адам и Ева ослушались Бога, съели яблоко с запретного дерева и Бог изгнал их из Рая.

Прочувствуйте ситуацию применительно к себе… Ваши дети ослушались вас… Совершили проступок…

Это что ж они должны такое совершить, чтобы Вы их выгнали из дома?!

Что вы будете чувствовать в последствии? Как к этому отнесутся окружающие вас люди?

…..

Как могло возникнуть такое отношение к детям?

Вернемся в прошлое на несколько сот лет. Вы глава крестьянской семьи в двадцать душ (восемнадцать детей). Забот невпроворот, работа от зари до зари. Возится с каждой "малявкой" в отдельности нет времени, и, если кто не вписывается в семью, то остается или "прибить", или изгнать (не велика потеря, ртов и так хватает)! К потерям не привыкать – болезни постоянно берут свое. А каждый год новый приплод, который требует есть.

….

Прошли века. В семье 1-3 ребенка. Само выживание не отнимает уже столько времени. Значительно больше внимания занимает сам человек, его душа. И если ребенок что-то сделал не так, то - это значит что и у нас внутри что-то не так, что-то мы не понимаем, что-то мы не умеем.

А выгнать ребенка…?! И если даже "ребенку" за двадцать лет, то все ли будет здесь гладко?

ПОЧЕМУ?!!!

Почему, мы принимаем притчу об изгнании из Рая как само собой разумеющееся, как должное? Почему не почувствовали диссонанса с нашим отношением к миру?

Что усыпило наше чувство гармонии?

 

А вот более тонкая задачка на ту же тему. Попробуйте прочувствовать противоречивость ситуации.

 

Предположим, вы попали в Рай

Житье - просто рай. И вдруг ваш сосед возмутился (в Раю!) действием (бездействием) Бога!

Как вы прореагируете? Как вы будете действовать?

 

- Казните на месте? Изгоните из Рая? Сделаете внушение? Донесёте?

- Не будете предпринимать никаких действий (Бог все видит, все знает)? Но как вы прореагируете в своей Душе - в своих мыслях, в своих чувствах?

А как же поступить "ПРАВИЛЬНО"?

Может, "правильно" проявить любопытство? Попытаться осознать ситуацию?

А затем…