А.А.Шпильман

ОБЪЕМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

Объемное восприятия мира это способность (умение), которую трудно описать словами и пока непонятно, насколько возможно такому восприятию научить. В настоящее время мы можем пока говорить только о предпосылках, которые могут помочь достигнуть, в какой-то степени, способности объемного восприятия мира. И еще, способность объемного восприятия мира трудно реализовать без соответствующей мировоззренческой позиции, поэтому она является неразрывной частью изложенных ниже предпосылок.

Предпосылки объемного восприятия мира
и мировоззренческая позиция

1. Человек обычно воспринимает окружающий мир и судит о нем односторонне, реже учитывая две противоположные точки зрения.

Эту ситуацию можно представить следующим образом: Шесть человек смотрят на один и тот же стол с разных сторон (у письменного стола обычно шесть сторон) и доказывают с пеной у рта, что стол именно такой, какой они видят, а все остальные заблуждаются.

Человек, способный воспринять стол как таковой, во всех его ракурсах, а также понимающий, что у стола есть еще такие характеристики, как цвет, шероховатость поверхности, температура, материал, местоположение, время и т.д., понимает, что каждый из шести человек отчасти прав и все вместе не правы, поскольку не осознают границы своего восприятия.

Мир многогранен. Наше восприятие ограничено. И если у нас появляется категоричность суждения то, скорей всего, мы перестали осознавать границу своего восприятия.

Второй пример:

Ощупывая хвост слона, можно сделать вывод о том, что слон похож на веревку - и мы отчасти будем правы.

Мы не сможем воспринять слона в объеме, если нам не хватит критичности для осознания границ нашего текущего восприятия на ощупь и фантазии для того чтобы догадаться взглянуть на слона глазами.

Здесь надо отметить то, что взвешивание за и против эквивалентно рассмотрению стола с двух сторон. Можно ли такое восприятие назвать объемным? Пожалуй, нет. Хотя это лучше, чем односторонний взгляд.

 

2. Любой постулат, аксиома, закон и т.д., любая точка опоры в наших рассуждениях или в мировоззренческой позиции - это граница нашего знания, зачастую неосознанный предел нашего сознания.

Естественно стремление современного человека иметь во всех аспектах нашей жизни твердые точки опоры. А точнее - необходимых размеров идеологическую щель - с полом, потолком и стенами.

Для объемного восприятия мира естественна противоположная устремленность, в которой любая точка опоры воспринимается как стена, ограничивающая нашу свободу.

Лишение современного человека точек опоры, ощущение зыбкости всего сущего, подвешенное состояние неминуемо вводит его в шок (как таракана вне щели шокирует включенный свет).

Но со временем шок пройдет. Ощущение подвешенного состояния перейдет в ощущение свободного полета (если человек выживет), и желаний вернутся обратно в (старую) щель уже вряд ли возникнет.

Приведенные здесь предпосылки также могут стать точкой опоры, ограничивающей нашу свободу (но на более утонченном уровне).

3. Принимая информацию к сведению, а не с позиции верю- не верю, вы можете избежать многих заблуждений. Время покажет, чего стоит та или иная информация.

Но поскольку мы далеко не "всеядны", желательно контролировать качество информации, принимаемой к сведению - "не протухла" ли она.

4. Память о прошлом, принятие и осознание его таким, каково оно есть, но не жизнь в нем, дает нам возможность жить полноценно в настоящем и будущем.

5. Для природы не существует ни добра, ни зла. Понятие добра и зла возникает в социуме как критерий соблюдения его законов и у отдельной личности как критерий соответствия ее желаниям и целеустремленности. Но и при этом добро и зло - понятия весьма относительные.

Приведем один пример: Человек шел по дороге, споткнулся, упал и сильно расшиб лицо; (В данном случае, вроде бы, камень на дороге- зло); Человеку пришлось вернутся домой, в результате он не попал в руки к разбойникам и остался жить; (В таком случае, камень на дороге просто счастье); Человек остался жить но через год он совершил страшное преступление; (...); Люди ужаснулись содеянному и не совершили более ужасное деяние (...).

В данном примере оценка последствий наличия камня на дороге постоянно меняла знак в зависимости от рассматриваемых временных рамок. Но данный пример- это простейший случай, в реальности ситуация гораздо сложней.

Так что не имеет смысла давать оценку - хорошо или плохо. Но, тем не менее, для того, чтобы жить достаточно интересно в достаточно комфортных условиях, необходимо прослеживать причинно - следственные связи событий, деяний, устремленности и т.д., на необходимую глубину (в объеме).

6. Малоэффективно кого- либо ругать, осуждать или наказывать. Только найдя конструктивное решение проблемы, можно пытаться что-либо изменить.

Если конструктивного решения найти не удается то, проще принимать жизнь такой, какая она есть.

 

7. Люди на подсознательном уровне улавливают ваши мысли, чувства и мировоззренческую позицию, да и вы сами, зачастую неосознанно их демонстрируете. Так что для "комфортного" существования в социуме желательно не только одежду и прическу держать в порядке, но и привести свои мысли, чувства и мировоззренческую позицию, хотя бы, к такому виду, за которые ни перед кем не было стыдно. Это поможет вам воспринимать мир бесстрастно, таким, каков он есть.

8. Наркомания, алкоголизм, курение, азарт в игре, обжорство, "слепая" любовь, вера, "стадность", косность, магические слова: надо, должен, обязан; позиция проповедника, учителя, ученика, лидера, подчиненного; и т.д., лишают нас свободы, затуманивают разум, блокируют адекватное восприятие мира.

Трудно удержать в "примитивном аду" человека с многогранным Умением, трудно удержаться человеку в "раю" без соответствующего отношения к миру, но самое трудное - это без самообмана быть свободным всегда и во всем, сохраняя интерес к жизни.

На пути к объемному восприятию мира нам еще много шор придется снять со своих глаз, из многих идеологических ловушек выпутаться и в этом, надеемся, нам помогут следующие изречения: "Далеко не за всеми действиями или отсутствием таковых, стоит чье-то осознанное желание", "Был бы повод, а цепочка возможных причин всегда найдется", "Не спеши свершать необратимые действия", "Критерий разумности - необходимый эффект - минимальными усилиями и минимумом нежелательных последствий", "Трудней всего понять то, в чем большинство абсолютно убеждено" и т.д.

9. Объемное восприятие мира, это отнюдь не отрешенное созерцание мира из нирваны. Это непрерывный всепроникающий труд разума, поддержанный чистыми, тонкими чувствами души человеческой.

Объемному восприятию мира мешают забывчивость, необязательность, "туман в голове".

Стремитесь к "ясности" в голове и вокруг вас. Стремитесь к четкому восприятию, не сужая поля зрения.

11. В жизни есть два пути движения к совершенству. Первый - через бесконечную череду испытаний и невзгод. Второй - через труд познания и осознания объективных первопричин, через умение изменять себя и окружающий мир.

 

(продолжение в №1/96)