Без "колокольчика на шее".

 

 

Как ни странно, духовно самое ценное время — мрак и безверие, когда жизнь кажется тягостной и ненужной, бессмысленной, потерявшей ценность. Как раз это и есть самое разомкнутое, самое открытое поисковое состояние: преддверие новой веры, пред-верие. Как ни мучительно — приветствуй пустыню в своей душе и будь в ней наивозможно спокоен. Дождись состояния Внутренней Пристальности — и почувствуешь, наконец, что пустыня — не пустота, а как раз напротив: полнота выбора, не вмещаемая тобой, космическая полнота... И знамение придет — тихое, беспредельно ясное. (В.Леви)

 

 

Существует довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить без всякой  веры, и будто научное образование несовместимо с верою.

 

Согласно такому суждению, получается, что верить могут лишь те, кого еще не коснулось просвещение. Но, когда придет время, - они будут просвещены и перестанут верить, поскольку на самом деле вера есть ни что иное, как суеверие.

 

Но, чем глубже мы заглянем в человеческую душу, тем скорее убедимся, что человек без веры вообще не может существовать.

Не потому ли, что вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрение, его стремления и поступки?

 

Если вы обладаете хотя бы каплей проницательности, то скоро обнаружите некий духовный закон, который управляет человеческой жизнью. Согласно этому закону, человек уподобляется тому, во что он верит.

 

Не трудно понять этот закон, потому что содержимое, во что душа человека верит, становится приоритетным в его душе, как бы поглощает её силы и заполняет её объем.

 

Это весьма интересный момент. Вспомним фразу из Библии: «и по вере дано будет…»

А происходит следующее:

Человек постоянно сосредоточенно мыслит о предмете своей веры всеми своими душевными силами. В следствии этого душа, как бы вживается или прорастает в этот предмет. В результате чего возникает  живое отождествление, т.е. душа и предмет веры вступают в особое единение, образуют новое живое единство.

 

Человек не может жить без веры, но он может иметь веру слабую и дурную, ибо далеко не всякое жизненное содержание заслуживает веры.

Слепо и не умно прилепляться к чисто земным обстоятельствам, превращать их в центр своей жизни, видеть в них высшую цель жизни, служить им и жертвовать ради них всем остальным.

Из этого возникают только внутренние противоречия и превращают человека в раба обстоятельств.

 

В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере. Согласно которому «знание» есть нечто достоверное, доказательное. А «вера» есть не более, как суеверие.

 

Но на самом деле, то, что людьми причисляется к мыслимому и знаемому, остается необоснованным и недоказанным.

 

Вся картина мироздания, в том виде, в котором его раскрывает наука, состоит из многих спорных и часто совершенно не обоснованных гипотез, которые иногда отчасти подтверждаются новыми наблюдениями, а иногда опровергаются.

 

Но эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны, без них исследование мира было бы невозможно, так же, как и невозможно развитие науки.

 

Полуобразованные люди слишком часто верят в науку, как в нечто незыблемое, истинное, и только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что истина есть трудная задача и далекая цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча.

 

Настоящий ученый понимает, что научная картина мира постоянно меняется, углубляется, уходит в детали, и никогда не дает ни полной ясности, ни единства.

 

Настоящий ученый знает, что наука никогда не сможет объяснить свои последние предпосылки.

К примеру, точно установить, что такое «атом», «электрон», «витамин», «энергия» или «интегральное «Я».

Он знает, что все его «определения», «объяснения» являются только не совершенными попытками приблизиться к живой тайне материального и душевного мира.

 

Он всегда помнит, сколь ограничен объем того, что уже познано, и сколь сравнительно не велика сила и компетентность научной мысли, ибо научная мысль нуждается в опыте, для которого необходимо чувственно воспринимать, ощущать, чувствовать, воображать, созерцать и совершать поступки.

 

Настоящий ученый понимает все это и не переоценивает ни отвлеченную мысль, ни науку в целом.

 

Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного.

 

Вот этим то и объясняется, почему, среди великих ученых, многие питали и питают живую веру в Бога. Их взор не ослеплен тем, что уже познано и добыто, но остается открытым для новых тайн мироздания и скрытых в них богатств.

 

А созерцание этих тайн пробуждает в них тот внутренний, духовный опыт, от которого родится «верующая вера».

И вот этот внутренний, духовный опыт и есть истинный источник всей духовной культуры вообще.

Только этот внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, науку и искусство.

 

И так, знание и вера совсем не исключают друг друга.

 

Ученый, если он стоит на высоте, не пытается судить о предметах веры, ни положительно, ни отрицательно. Его граница – чувственный опыт. Его метод – объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение.

При этом он не отрицает, но наоборот допускает, что можно достигнуть истины и при помощи другого метода и другого опыта.

 

Таким образом, человек свободно мыслящий, без «колокольчика на шее», является тем творческим первоисточником всей духовной культуры, который становится истинным выразителем всего Прекрасного.

 

 

Домой