Человеческая  ипостась

 

 

 

 

Человеческая личность в нашем представлении есть что-то личностное. И вот это личностное делает каждое существо уникальным, совершенно ни с кем не сравнимым.

Но человеческая личность не может быть выражена какими то понятиями. Она ускользает от всякого рационального определения. Почему?

Если мы попытаемся описать свойства конкретной личности, то неожиданно для себя обнаружим, что такими  свойствами обладают  и другие индивиды.

Личное может восприниматься в жизни только непосредственной интуицией, а так же передаваться каким-нибудь творчеством или произведениями искусства.

Когда мы говорим:»Это – Бах» или «это – Н.К.Рерих», то каждый раз оказываемся в той сфере личного, которой нигде не найти эквивалента.

Однако человеческие личности или ипостаси разъединены, тогда, как в святой троице наоборот – ипостаси находятся одна в другой, имеют одну природу, одну волю, одну силу, одно действие.

Человек был создан по подобию и по образу Божию….

Поэтому он, как личность не может определяться только своей природой, но сам может определять свою природу.

Действительно, человек определяемый своей природой, т.е. действующий в силу своей природы, в силу своего характера – наименее личен.

В этом случае он утверждает себя, как собственник своей природы, которую он противопоставляет природам других. Это и есть смешение личности и природы или по-русски – «самость».

 

Как утверждают христианские богословы, человеческая ипостась может самоосуществляться только в отказе от собственной воли. Это свободный отказ от видимой индивидуальной свободы, чтобы вновь обрести истинную свободу – свободу личности, которая есть образ Божий.

 

На самом деле человек представляется в двух ипостасях:

 

Личность, которая заключает себя в пределах своей частной природы, не может вполне осуществиться – она оскудевает.

 

Однако, выбирает ли человек добро или зло, в любом случае он свободно обладает своей природой, потому что он личность, сотворенная по образу Божию. Хотя всякое природное несовершенство, всякое «неподобие» ограничивает личность, затемняет образ Божий.

 

Действительно, если свобода принадлежит нам, поскольку мы личности, то воля, по которой мы действуем, есть свойство природы. Природа хочет и действует, личность – выбирает.

 

Впрочем эта свобода выбора, сама уже есть ограничение свободы. Совершенная природа не нуждается в выборе, ибо она знает добро естественным образом.

 

Человек согрешил свободно. В чем же состоял первородный грех?

Святые отцы различают несколько моментов в этом самоопределении свободной воли.

 

Момент нравственный, а значит и личный, заключается в непослушании. Если бы человек принял в духе любовь к Богу, то ответил на божественное повеление полным самоотречением. Он добровольно отказался бы от запретных плодов, чтобы устремляться только к единению с Ним. Воля человека избрала путь противоположный, отделившись от Бога, она подчинилась власти диавола.

 

Вместо того, чтобы следовать своей естественной природе, человеческий ум обратился к миру. Вместо того, чтобы одухотворять свое тело, он сам отдался течению животной чувственной жизни, подчиняясь материальному.

 

И вместо того, чтобы раскаяться, человек пытался свалить свою вину и ответственность на Еву, свою жену, данную ему Богом. Ева же обвиняет во всем змия. 

 

Отказываясь принять происхождение зла в своей свободной воле, люди подчиняют свою свободу внешней необходимости и страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.

 

Теперь, чтобы прийти к соединению с Богом нужно будет преодолеть тройную преграду: смерть, грех и природу.

 

Святые отцы христианства, правда в своем меньшинстве, отвергают, якобы неизбежную связь, между разделением на два пола и грехопадением. Святой Григорий говорит, что Бог дал пол в предвидении возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения.

 

Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на неё никакого принуждения. Так дают спасительный круг путешествующему по водам, от чего он вовсе не обязан бросаться за борт.

По мнению Святого Георгия, человеческий грех не имеет ничего общего с полом. Но грехом является то, что человеческая природа пала, увязнув в чувственных наслаждениях, и закрылась от благодати.

 

Образуется некий новый космос, который защищается от конечности полом. Так устанавливается закон рождений и смертей.

В этом контексте пол есть не причина смерти, но скорее, её противоядие.

 

Ипостась человеческая, хоть и создана по подобию, на самом деле происходит всего от одной единственной оплодотворенной клетки, которая сама по себе не обладает ни одной функцией мозга, а лишь является искрой жизни.

Но, несмотря на то, что из этой частички развиваются сотни биллионов нейтронов, она остается не тронутой в своей чистоте и простоте.

Напрашивается вывод, каким бы ни было атеистичным общественное мировоззрение, однако самовыражаемся мы всегда через слияние и единение с Богом.

 

Получается, что Бог – не личность. Это процесс. И хотя для человеческой натуры характерно желание верить в некую высшую силу, до тех пор, пока человек не начнет активно действовать, не узнает, кто же он есть.

Таким образом, вернуть Бога в свою жизнь, соединиться с Богом, - не означает ли это следование всегда и во всем новым, не обычным реакциям, куда бы они не вели?!

 

 

Домой