Глава XI. Религия “за”

 

– Рита, классный материал! – похвалила статью про гарем главный редактор. – Думаю, и вторую полосу тебе отдадим под эту же тему: поговори с кем-то из церковников, что они по поводу вторых жен думают? Который год уже спорят про официальное введение многоженства, и у мусульманских лидеров на это есть свое мнение, я уверена…

Рита не возражала: во-первых, тема интересная, во-вторых, от двух статей гонорар больше, в-третьих, в местной мечети ее удивительно хорошо встречали и всегда давали исчерпывающие ответы на иной раз каверзные вопросы. Кстати, раз главный редактор дала задание, можно будет и редакционную карету задействовать – к мечети общественный транспорт ходил плохо.

Рита вышла на асфальт стоянки и вдохнула полной грудью легкий ветерок – возле главной мечети города было много свободного пространства и воздуха. Синие минареты всего на несколько тонов были темнее яркого неба без единого облачка, чистые дорожки огибали клумбы с редкими цветами, а на стоянке стояли по соседству кареты последних моделей и дорогие электромобили. Рита вспомнила, с какой опаской она первый раз входила в это здание несколько лет назад. Тогда молодой журналист Рита Батлер получила задание проинтервьюировать священников разных конфессий, и почему-то именно мечеть вызывала у нее больше всего опасений. Почему – она и сама не знала, просто это было что-то непонятное, чужое, и от этого казалось опасным. Однако с той поры утекло много воды и написалось не меньше материалов, и теперь она чувствует тут себя вполне уверенно. Один из мулл уже шел навстречу ей с распростертыми объятьями:

– О, самая красивая журналист города опять к нам пожаловала! Здравствуйте, Рита. Вы к имаму? Ждет вас, ждет, – улыбался золотыми зубами Беркут.

– Ну, теперь я уверена, что материал хороший получится, – обменивалась любезностями Рита. – Потому что первым в мечети встретила вас, Беркут!

Молодому мулле явно льстило внимание журналиста, и он, продолжая сверкать золотом во рту, под локоток повел ее внутрь здания. Рита уже не нуждалась в провожатых, но не стала отказывать Беркуту в удовольствии пройтись с ней рядом.

Главный имам тоже был молод, хотя казался намного старше из-за солидной фигуры и серьезного лица. Был он отчаянно занят – заканчивалось строительство подсобных помещений мечети. Долгострой тянулся больше десяти лет и всё по вине его предшественников. До Ахмета Казбекова два главных имама благополучно растворились в широких степях, прихватив все собранные на благое дело деньги. Удивительно, как верующие согласились раскошелиться в третий раз, возможно, помогла поддержка мэра города, который взял строительство главного исламского храма под свой прямой контроль.

– Проходите, Рита, я сейчас, – Ахмет заканчивал разговор по телефону. – Про многоженство говорить будем? – На прелюдии и обмен любезностями у имама не было времени.

– Пророк говорил, что правоверный может иметь четыре жены, если он в состоянии обеспечить им одинаковое отношение и уровень жизни, – продолжил он без всякой паузы. – Т.е. чтобы ни одна жена не была ни в чем обделена, тогда это разрешено.

– Много вы таких браков регистрируете? – Рите была интересна статистика.

– Регистрацией мы не занимаемся, это дело ЗАГСов, – поправил ее имам. – Ко мне приходят верующие, которые просят совершить над ними церемонию бракосочетания. Когда с первой женой, когда – со второй, только в этом и разница…

– А третьи и четвертые жены? – Рита была поражена, что гаремы так распространены. А она, наивная, и не догадывалась…

– Нет, такого мне не встречалось.

– И сколько у нас в городе многоженцев? – задала по другому вопрос Рита.

– Мы не считаем, статистику с нас никто не требует. Я лично провожу такие церемонии примерно один раз в месяц, но кроме нашей в городе много и других мечетей.

– Имам Ахмет, кто эти женщины, которые согласились стать вторыми женами? Какие они? – собирала Рита материал для грядущей встречи с гаремом Султана.

– Разные, как и все мы. Чаще всего – молодые, разумеется. Я говорил с многими из них, даже спрашивал, почему, например, восемнадцатилетняя студентка соглашается стать второй женой пятидесятилетнего аксакала. Девушка объяснила, что ее ровесники – несерьезные, о браке не думают, только о греховных удовольствиях. К тому же, все пьют, курят, наркотики употребляют – какие из них отцы будущим детям? И я согласен с ней – лучше быть второй женой достойного человека, чем единственной у какого-нибудь оболтуса… Кстати, у нас при мечети скоро начнет работать центр помощи наркозависимым

Рита слегка поморщилась – имам явно хотел сменить тему на более интересную для него.

– А у вас самого сколько жен, имам Ахмет? – вернула его каверзным вопросом обратно Рита.

Имам на секунду задумался:

– Одна. И пятеро детей.

– А почему одна? – продолжала Рита. – Вы ведь явно можете обеспечить достойную жизнь не одной женщине…

– Э, не путайте две разные вещи! Когда Пророк говорил, что всем женам должно быть всего поровну, то имел в виду не только материальные блага. А как быть с вниманием, с проведенным временем? Я же из мечети не выхожу – на одну бы хватило…

Рита верила и не верила ему одновременно. Молодой имам слишком трепетно относится к внешним атрибутам своего начальственного положения – разрешает фотографировать себя только в расшитом золотом халате и “форменной” шапочке, требует почтительного отношения со стороны и властей, и очень пожилых служителей мечети. Неужели он упустит такую легкую и приятную возможность причислить себя к “достойным мужам”? С другой стороны, он и правда занят…

– А как вы относитесь к идее официально ввести многоженство? – задала Рита вопрос главного редактора.

– Хм, что вы имеете ввиду “официально”? – хитро сощурил глаза Ахмет. – Официально многоженство всегда существовало в исламе для его последователей. А гражданские союзы, регистрируемые ЗАГСами – дело другое, мы к этому отношения не имеем… Только истинно верующий человек ответственно подойдет к такому браку и будет соблюдать принцип равенства между женами. Если просто разрешить ставить второй-четвертый штамп в паспорте всем подряд, то где гарантия, что дело не сведется к одним плотским утехам без всяких моральных и материальных обязанностей? Впрочем, такие глобальные вопросы не в моем ведомстве, как понимаете. Я – человек маленький, политику в масштабе страны не определяю…

– А у Сергея Прозорова, директора “Института Физики Надвремени”, уже сейчас пять жен, – начала тонкий подход к своей теме Рита. – Как вы к этому относитесь?

– Опять вопрос не по адресу, – хмыкнул имам. – Ни я, ни, насколько я знаю, мои коллеги в других мечетях не сочетали его браком с женщинами из будущего. Да и вообще директор упомянутого института к исламу не имеет никакого отношения, как мне известно. Не может же имам отвечать за грехи всех жителей города, верно?

 

Интервью было закончено – имам спешил на совещание в мэрию. Рита обдумывала материал по дороге: “По словам имама получается, что вторыми женами становятся из-за недостатка достойных мужчин, вот женщины и соглашаются делить мужа на две и более части. За это их обеспечивают как материальными, так и моральными благами в виде отца детям и уважаемого в обществе положения чьей-то жены. Но всем ли женщинам требуются эти внешние атрибуты замужества? Многие мои знакомые обеспечивают себя и детей получше среднестатистических мужчин, да и умны достаточно для того, чтобы не обращать внимание на штампы в паспорте. Может быть, только несамостоятельные, неуверенные в себе женщины соглашаются входить в такой современный гарем?” – думала Рита.