Айбек Бегалин

 

Невероятное искусство карагандинского художника Айбека Каленовича Бегалина давно привлекает внимание ценителей искусства, коллекционеров, профессиональных искусствоведов, заставляя упорно определить его место в культурном пространстве современного изобразительного искусства Казахстана и даже вписать его творчество в мировые масштабы.

  Страницы биографии. Когда-то Антуан де Сент - Экзюпери произнес неожиданные слова: 'Откуда я родом? - Я из моего детства'. Айбек Бегалин из детства: в 10 лет у него родилось желание стать художником, он сказал об этом маме и своего решения не изменил. И 'загадки крови' дают интересные моменты - его отец и мать в 17 поколении 'смыкаются' на хане Аргыне, а среди родственников есть мать Абая и композитор Таттимбет.

  Родился Айбек Бегалин 13 сентября 1963 года в Целинограде (Астане) в семье геолога. В 1974 году семья обосновалась в Караганде. Здесь он получил первоначальное художественное образование в изостудии Дворца пионеров, затем в детской художественной школе. Настоящее художественное становление началось в Художественном институте им. В.И. Сурикова в Москве, куда Айбек поступил в 1983 году после Алма-Атинского художественного училища. Учился он в мастерской Дехтерёва Бориса Александровича, известного российского книжного графика. Его дипломная работа - сериал иллюстраций к роману Ч. Айтматова 'И дольше века длится день' заслужила похвалу Государственной экзаменационной комиссии под председательством вице-президента АХ Д.С. Бисти, отмечена в 1992-м году дипломом Российской академии художеств. И Чингиз Айтматов сделал пророческую надпись на книге: 'Айбеку Бегалину, молодому художнику, с пожеланием большого успеха и мастерских картин'. Это было 28 июля 1989 года, когда А. Бегалин закончил Суриковский институт 'с отличием' (впрочем, он все заканчивал с отличием). В 1990 году он вступил в Союз Художников Казахстана, в настоящее время является членом Правления Карагандинской организации СХРК. Его работы находятся в частных коллекциях и крупных музеях Казахстана, России и дальнего зарубежья.

...Впитывая лучшие достижения мировой живописи (И. Босха, А. Дюрера, Микеланджело, А. Альтдорфера, М. Врубеля), Айбек Бегалин синтезирует вместе с тем сложную символику художественных традиций Запада и Востока.

А. Бегалин - изобретатель 'бегалиграфии', сложнейшей графической техники, индивидуальной, не имеющей аналогов; создатель теории 'паттернового структурализма'. Паттерны - символы, образы - архетипы сущностно вневременны и потому вечны.

Основная категория структурализма - структуральная перспектива, дающая художнику качественно новую возможность проникнуть в пространство, достигаемое сложными наложениями объемов, бесконечным напластованием абстрактных линий друг на друга.

Человек универсального дарования, он работает в разных видах и жанрах - проявляет себя как живописец, создающий монументальные и камерные полотна, как станковый и книжный график; он - художник и поэт.

 

Ступени творческого восхождения. В годы зрелой молодости можно обозначить ступени его творческого восхождения.

 

В начале и середине 90-х годов состоялись его две персональные выставки, на который были представлены графические серии 'бегалиграфии' - зримое воплощение предметности и абстрактности структурального искусства А.Бегалина: 'Архетипы', 'Мифологемы', 'Стихии', 'Игра времени', 'Мироздание', 'Огненный мир'.

 

Творения на тему 'Апокалипсис' (27 больших холстов 180 х 120) - одна из главных творческих линий 1990 - 2000 годов: 'Семь светильников', 'Три апостола', 'Небесный Иерусалим', 'Борение Иакова', 'Тайная вечеря', 'Распятие', 'Ковчег', 'Падение звезды' и другие (7 картин данного цикла находятся в Московском музее 'Ковчег Нового Завета'). Для него это философская тема вне времени и пространства, а потому современна. В апокалипсических картинах, обнажающих драматические моменты всего мира, само собою возникает дух нашего времени, 'катарсиса' конца XX - начала XXI столетий - в этом суть понимания целостной концепции произведений.

 

Когда А. Бегалин завершил 'Апокалипсис', он закончил не только работу - он завершил огромную главу своего жизнетворчества.

 

На персональной выставке (ноябрь 2002 года) в Арт-галерее (в Караганде) был представлен новый вселенский сериал 'Время', отражающий 'лимбическое' пространственное мышление художника и дающий ощущение Вечности: 'Рыцарь времени', 'Там, где рождается время', 'Железная звезда', 'Над островом грез', 'На берегу Стикса'.

 

  Картинные сериалы 'Апокалипсис' и 'Время' объединены единым композиционно-пластическим решением, цветовой гаммой - охристо-коричневой с карминно-красными, ультрамариново-синими и лимонно-желтыми акцентами. Панорамная точка зрения значительно усиливает мифокосмический масштаб.

 

Как представитель Евразийской ойкумены, Айбек Бегалин обращается к этнокультурной проблематике, примером тому его живописная и графическая тюркская сюита 'Казахстан': 'Чингисхан', 'Сакский вождь', 'Бухар жырау', 'Казыбек би', 'Кокпар', 'Кыз куу', 'Шанырак 3000', 'Мой дядя Таттимбет'; экспрессивный графический сериал 'Азия', тотемные знаки ('Волк', 'Беркут').

 

Параллельно А. Бегалин пишет поэтические пейзажи ('Зима', 'Зимняя Караганда'), поразительные по красоте натюрморты, портреты известных современников - 'Портрет папы Римского' (Иоанна Павла II).

 

Персональная выставка - 2003 года (25 больших и малых картин), приуроченная к 40-летию со дня рождения, с наибольшей полнотой и совершенством развернула колоссальное творческое дарование А. Бегалина. Поражает его незаурядная сверхэрудиция, проявляющаяся в необычности сюжетов его грандиозных работ, созданных в течение этого года: 'Султан Бейбарс', 'Кочевники', 'Видение Кассандры. Троянский конь', 'Башня Оберона', 'Левиафан', 'Путешествие категорического императива', 'Атлантида', 'Мегаполис', 'Машина времени', 'Эдем', 'Душа', 'Падение звезды' - одна из самых поразительных картин. Развивая в ней тему 'Апокалипсиса', художник дает ощущение космической катастрофы, а может быть предвосхищение рождения новых миров? И в этом цикле художник соединяет Элладу с Востоком. Среди новейших работ - 'Видение Кассандры. Троянский конь', насыщенная 'первобытной энергией', пророчествует о падении Трои, но это скорее всего - образное выражение экзистенциального бунта. Тюркскую тему продолжает героический портрет Султана Бейбарса; образы всадников на тулпарах в картине 'Кочевники' - творческое истолкование казахского исторического эпоса, символ смелых кочевников, в бурном натиске преодолевающих сопротивление стихий; полотно решено декоративно, с осмыслением скифо-сакской традиции. Мифологизированное сознание художника безгранично: и мифология индейцев Центральной Америки занимает его воображение ('Кецалькоатль').

 

Мифокосмические мотивы неизменно входят в соприкосновение с романтическими: прерафаэлитские реминистенции находят отзвук в 'Эдеме', романтическими настроениями, сказочностью окрашены его 'Аврора', 'Пери', 'Амазонка', 'Принцесса Греза'.

 

Техника написания картин и творческий метод А. Бегалина. Живопись его многосложна и структуральна. Идея картины рождается импульсивно и мгновенно воплощается на холсте, минуя стадию набросков, 'обрастая' множеством тонкостей и деталей. Его работы виртуальны: чем дольше смотришь, тем глубже проникаешь в смысл, тайну произведения. Выпускник Суриковского института, он блестяще владеет академическим классическим стилем, вместе с тем свой творческий способ исследования мира А. Бегалин определяет как 'философско-романтический символизм', неомодерн. 'Закодированность' пластического языка, философско-метафорическая значительность всех элементов формы - цвета, света, пространства - рассчитаны на многослойное восприятие, приглашают к дискурсу зрителя интеллектуального, ибо кисть - мысль порождает сложные ассоциации.

 

Творческое кредо: 'Невозможное - символ моего вдохновения, мое художественное и психологическое кредо; мы стремимся к невозможному, и в какие-то моменты истины это стремление помогает решить вопрос о смысле жизни'.

 

Его жизнетворческий путь по сути - избранничество. В начале века

 

О. Шпенглер в своей системе мировой культуры назовет этот человеческий тип 'фаустовским' и определит его 'деятельным, борющимся, превозмогающим'. Состояние своей души, возможно, А. Бегалин передал в сакральной картине 'Душа' - крылатая душа летит над миром - смятенная, благостная, виртуальная, охватывающая весь мир, но одновременно в ней существует кристаллическое ядро - источник жизненной силы и энергетики как главных доминант пассионарной личности.

 

Л. Золотарева, искусствовед, член СХРК, профессор