В нашем журнале много внимания уделяется философским рассуждениям. Интересно узнать, а чем же заняты современные именитые философы? Чтобы частично ответить на этот вопрос, мы приводим некоторые выдержки из книги В.В.Налимова "В поисках иных смыслов", г.Москва, изд. "Прогресс", 1993г. Но лучше бы интересующемуся читателю самостоятельно прочитать первоисточник.

Отдельные мысли из книги
В.В.Hалимов "В поисках иных смыслов"

Человек не станет никогда иным чем то, во что он страстно верит. (М.Волошин. "Космос")

 

Не существует ни одной более или менее интересной теории, которая согласуется со всеми известными фактами.

 

Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. (П.Фейерабенд)

 

Наше общество живет успокоено - у него есть убежище: в своем подавляющем большинстве оно верит в непогрешимость науки. Верит в ее безусловную объективность. Верит так, как раньше верили в непогрешимость религии и всемогущество магии. В нашей стране всякое серьезное решение обычно сопровождается заклинанием, звучащим так: "...предлагаемое решение научно обосновано..."

Даже в чисто экспериментальной деятельности- в какой бы области науки она ни производилась- существенна роль наблюдателя, ведущего исследование. Нельзя говорить о какой-то особой, научной объективности; нельзя однозначно говорить о том, что научно- технический прогресс повышает степень научности эксперимента.

Быть научным- это быть метафоричным: способным создавать плодотворные метафоры, возбуждающие воображение и тем самым расширяющие наше взаимодействие с миром. С развитием науки увеличивается степень метафоричности ее гипотез. Одновременно с этим естественно растет и плюрализм в системе научных построений. Но отвечает ли все это традиционно принятому представлению о научности науки?

Сейчас намечаются четкие попытки отойти от панлогизма: релятивизм по отношениям к теориям, право рассматривать их как метафоры; возможность приписать статус метафоры основополагающим представлениям- пространству, времени, числу, материи.

Весь познавательный аппарат есть абстрагирующий и управляющий- направленный не на познание, а на овладение вещами...

Мир представляется нам логичным, поскольку мы его сначала логизировали.

Логика есть попытка понять действительный мир по известной, созданной нами схеме сущего, правильно говоря: сделать его для нас более доступными формулировке и вычислению. (Ф.Hицше)

Надо суметь использовать взаимосвязано все приобретенное человечеством на пути его становления- рациональное и иррациональное, эстетическое и мистическое...

 

Мы, возводя соборы космогоний,
Не внешний в них отображаем мир,
А только грани нашего незнания.

М.Волошин. "Космос"