А.А.Шпильман

НЕОБЫЧНАЯ ИСПОВЕДЬ

 

Веруешь ли?

Является ли устремленность - к высокому, чистому, светлому, прекрасному, совершенному - верой?

- Не знаю.

 

Веруешь ли в Бога?

В Бога? В большого господина? Нет, не хочется быть рабом, даже у хорошего, Царя.

Во Всемогущего? Нечто рабское, мерзкое в поклонении могуществу.

В Творца? - Стандартное представление о Творце пахнет хирургическим отделением больницы и химико-биологической лабораторией. Интереснее представление о Творце как об ищущей созидающей совершенствующейся личности. Но хочу ли я быть подопытным кроликом, даже у выдающейся сущности? ...

В Отца? Чрезвычайно трудно оторваться от привязки к образу (идеализированному) нашего земного отца.

Во Всевидящего, все знающего, все пронизывающего? ...

Самодостаточного? Если самодостаточен, то мы к этому какое имеем приложение?

Нет, хочется общения и сотрудничества с любящей, понимающей, совершенной личностью, личностью - другом. И не важно размазана она по всей вселенной, сидит ли она на облаке, или напротив, в кресле.

Можно ли такое желание назвать - верой в Бога?

- Не знаю.

 

Веруешь ли в нашего спасителя, сына Божьего - Иисуса Христа?

В основном представление о добре и зле современного общества сформировались на идейной основе, пришедшей из прошлого через образы Моисея и Иисуса Христа. Мы живем этим представлениями, как правило, не осознавая и не подозревая о том что, в принципе, оно может быть и совершенно другим. Как соотнести такую жизнь с понятием веры в Иисуса Христа?

Если вопрос веры касается легенды о существовании, смерти и воскрешении, то вспомним, какими мы были в пять лет? Как мы изменились за несколько десятков лет?

Если, две тысячи лет назад, Иисус был выдающейся личность, то, если он жив, какого совершенства его душа достигла за тысячелетия активной жизни? Можем ли мы представить?

Так в кого же верить? Верить в тысячелетней давности образ, сформировавшийся в людском предании, или верить в невообразимого сегодняшнего?

- Не знаю.

 

Соблюдаешь ли Божьи заповеди?

Заповеди? - Правила? Закон?

Всегда ли ими однозначно можно воспользоваться? Возможно ли придумать правила на все случаи жизни?

Жизнь - вещь сложная. То, что на сей момент кажется нам правильным, благодатным - завтра может оказаться наихудшим злом, кое можно было придумать.

Но некие принципы существуют. Возможно ли их полноценная формулировка в словесной форме? Неизменны ли они, или они утончаются вместе с человеком? На сколько они перекликаются с библейскими заповедями?

- Не знаю.

 

Соблюдаешь ли ты заповедь - не убий?

Нет на мне непосредственной смерти человека или крупного животного, но не могу гарантировать отсутствие косвенной причастности, поскольку еще далеко не все ведаю.

Не могу абсолютно гарантировать соблюдение этого принципа в будущем, поскольку обстоятельства бывают самые разные. Хотя убийство мне претит и даже малую тварь жалко.

Но все это относится к нашему биологическому телу. Но как быть с душой человеческой?

Могу ли я гарантировать что не покалечил, не погубил чьей-либо души, своим действием или бездействием, того не ведая?

- Не знаю.

 

Соблюдаешь ли ты заповедь - не прелюбодействуй?

Не пре - любо - действуй? Это - не занимаешься ли животной формой совокупления вопреки закону, установленному людьми? Или это - совокупление не по любви?

Можно ли влечение к любимой душе (и не к одной) назвать прелюбодействием?

Наверно, мысленное разыгрование эротических сцен является прелюбодействием, но возможно ли без этого полноценное познание того, что называется - Любовь?

- Не знаю.

 

Соблюдаешь ли ты заповедь - не укради?

Наверно, ее легко соблюсти, если без спросу не брать "личных" вещей других людей.

Но если вдаваться в тонкости... Например: вам крупно в чем-то повезло, вы получили блага и не в состоянии определить, насколько вы их заработали, и насколько вы их достойны. Материальные блага, как правило, не появляются ниоткуда и, если вам досталось больше, не значит ли это, что кому-то досталось меньше? Не означает ли это то, что, вы вольно или невольно украли эти блага у других людей?

Если с материальными благами еще как-то можно разобраться, то, как быть с интеллектуальными и духовными ценностями?

- Не знаю.

 

Раскаиваешься ли в своих грехах?

Грех - это нарушение установленных законов (в узких временных рамках)?

Могу ли я проследить свое поведение на предмет абсолютного соответствия законам (если последствия состоятся в необозримом будущем), и возможно ли это в принципе?

Просить прощение на всякий случай? Что-то скользкое в этом.

И как отличить грех от Опыта, Опыта - сына ошибок трудных? Можно ли познать - что есть горячо, сам не обжигаясь? Может быть, его, возможно получить через сопереживание?

- Не знаю.

 

Произносишь ли слова молитвы?

Богу угодные заклинания? Произношу ли Богу угодную лесть? Занимаюсь ли психологическим садизмом домогательства вымаливания благ?

Но что есть мои желания, мысли и устремленность направленное во вне?

- Не знаю.

 

***

Исповедовался современный человек ли, человек далекого будущего, заблудшая овечка, ангел или дьявол ли воплоти - это решать читателю.

Но могла ли быть такая исповедь?

Мог ли иметь такие сомнения истинно верующий? Могли ли у верующего появится сомнения на предмет - в чем заключена абсолютная истина?

Мог ли исповедоваться истинно неверующий? Могли ли у него возникнуть сомнения на предмет истины?

Мог ли исповедоваться "человек вне веры" (не путать с неверующим)? Могла ли у него возникнуть такая потребность?