Е.В.Луценко

Будхическое (Каузальное) Сознание

Сразу заметим, что интеллектуальный способ познания и логический словесный характер изложения не позволяют в полной мере отразить специфику будхического сознания (БС) просто по той причине, что сами они реализуются ментальными структурами более поверхностными, менее глубокими, чем план будхи. Совершенно аналогично эмоции мало чем могут помочь в постижении сущности геометрии абсолютного параллелизма (обобщение геометрии Римана, основанное на введении кручения пространства), которая может быть адекватно познана с помощью интеллектуальной формы познания.

Основное свойство ментального сознания (МС), за счет которого при этой форме сознания возможно восприятие своего физического тела (ФТ) и управление им без отождествления себя с ним - это изоляция МС от осознания как объективного своего астрального тела (АТ). Но именно в этом состоит и эмоциональная ограниченность МС (заключающаяся в том, что собственные эмоции осознаются отстраненно и как субъективное, как и при физическом сознании), которая преодолевается путем осознания своего АТ как объективного без отождествления себя с ним. Это приводит к переходу к БС, которое представляет собой результат полного разрешения противоречия между человеком и средой на физическом и астральном уровнях Реальности.

При будхическом сознании человек возвращается на астральный уровень как хозяин, не отождествляясь ни с чем на астральном уровне, но имея возможность управления всеми объектами астрала, как своим астральным телом (телекинез, психосинтез и ситуационный телекинез на астральном уровне). Это значит, что человек в будхическом сознании может создавать новые реальные объекты на астральном уровне (в отличие от галлюцинаций, которые мы можем создавать и при физическом сознании). Отличие реальных объектов от галлюцинаций заключается в том, что они самодостаточны, т.е. имеют в себе самих источник собственного существования, тогда как для существования галлюцинаций необходимо стороннее сознание. Вспомним, что при ментальном сознании человек обладал такой возможностью только на физическом уровне Реальности. Это значит, что при будхическом сознании человек может методом психосинтеза создавать реальные живые объекты на физическом уровне Реальности (Саи Баба, Е.П.Блаватская). В частности он может создать себе физическое антропоморфное или неантропоморфное тело с соответствующей астральной структурой, которым он может управлять также, как человек в ментальном сознании управляет своим физическим телом или другими физическими объектами.

Будхическое сознание принципиально отличается от всех предыдущих тем, что при этой форме сознания полностью преодолевается разделение на прошлое, настоящее и будущее, т.е. время осознается при будхическом сознании не как длительность и смена событий, а скорее пространственно, как "вечное здесь и сейчас". И было время, когда времени не было, и будет время, когда времени не будет... То есть объекты будущего, настоящего и прошлого при будхическом сознании осознаются существующими как бы все одновременно, но в различных материальных состояниях и "по различным направлениям" (Агни Йога). Это различие прошлого, настоящего и будущего, а также их смена, существуют при физическом, астральном и ментальном сознании: при переходе в более высокую форму сознания это восприятие времени не преодолевается, увеличивается лишь интервал настоящего, который включает в себя сначала близкое прошлое и будущее (астрал), а затем и более отдаленное (ментал). Конечно, само понятие "близость к настоящему" означает лишь близость в смысле материального состояния, а не собственно интервал времени, т.к. длительность перехода ментального или астрального объекта в настоящее зависит не только от "расстояния до настоящего" (в состоянии), но и от скорости перемещения к нему ("скорость материализации"), т.е. от мощности потоков информации, обеспечивающих этот процесс.

Объекты различных уровней Реальности осознаются при будхическом сознании как узлы многомерной причинно-следственной сети. Каждый объект осознается при будхическом сознании интегрально, т.е. весь целиком, т.е. со всем своим прошлым, настоящим и многовариантным будущим, подобно дереву, у которого есть корни, ствол, ветви и листва. При этом, то, что при физическом сознании мы осознаем как объект, представляет собой не более чем пересечение ствола будхического объекта с поверхностью Земли (поверхность Земли - это и есть "настоящее"). Это касается и такого специфического объекта - как собственное физическое тело. Будущее каждого объекта существует все целиком и является многовариантным, при этом все различные альтернативные варианты будущего осуществляются, и это приводит к расщеплению Единой Реальности на параллельные миры, сознательный переход между которыми возможен только при такой форме сознания, при которой они осознаются все вместе, т.е. при будхической форме сознания. При более низких формах сознания эти переходы также возможны, но не по инициативе человека, а либо случайным образом, либо под управлением существ, контролирующих эту ситуацию.

При будхическом сознании со всей возможной очевидностью осознается, что Дух человека (Монада, Атман, "Искра Божья"), составляющий сущность каждого из нас, вечен не потому, что он всегда существовал и будет существовать (что верно для форм сознания, при которых человек погружен во время), а потому, что он находится вообще вне времени как такового, представляющего собой лишь один из феноменов Сансары.

Одним из характернейших свойств будхического сознания является живое и непосредственное восприятие причинно-следственных связей. Так, например, если Вы в будхическом сознании посмотрите на стол, на котором разложены различные предметы, то Вы сразу будете знать (но не формально, а чувственно, в виде собственных ощущений и образных картин) ВСЕ про происхождение этих предметов: откуда взялось сырье для их изготовления, кто, где, когда и по какой технологии их изготовил, кто, как и с какими целями ими пользовался, как они оказались на этом столе и т.п. Но точно также как прошлое, для Вас открытой книгой будет и все будущее этих предметов: Вы будете живо ощущать, с какими предметами связаны в будущем какие-либо значительные события, а с какими нет, какие именно события, и т.д. Более того, Вы будете точно и безошибочно ОЩУЩАТЬ, что необходимо сделать с этими предметами (переложить, повернуть, и т.п.), чтобы это с необходимостью привело ко вполне определенным последствиям в будущем. Естественно, если данные предметы не связаны с определенными событиями в будущим, то таких действий с данными предметами, которые бы привели к этим событиям, просто не существует. Все это непосредственно и без всяких специальных усилий воспринимается при будхическом сознании относительно всех объектов различных планов Реальности, на которые Вы просто обратили свое внимание. Поэтому весьма точно и удачно будхическое сознания называют также каузальным (причинным) сознанием, Будхический уровень Реальности - каузальным планом, а будхическое тело - каузальным или причинным телом.

Действие на будхическом плане затрагивает не какой-то один временной аспект модифицируемых объектов и явлений, а все их прошлое и будущее, все их причинные связи в целом "одновременно". Это означает, что будхическое действие осознается человеком в физическом сознании, как нечто данное Свыше или как вечный Закон природы. Раз при будхическом действии меняются все причинные связи объекта, который осознается лишь как узел в причинной сети, то, следовательно, соответственно меняются и все наглядные образы и формальные модели модифицируемого объекта в сознании человека на физическом, астральном и ментальном уровнях. Поэтому само будхическое действие не может быть осознано человеком в ФС, как некоторый динамический процесс, т.к. по своей сути оно является не процессом в пространстве и времени, а процессом над пространством и временем.

Например, если при будхическом сознании человек вдруг возьмет и уменьшит все существующее в два раза, то для человека в ФС это останется совершенно незамеченным, т.к. и он сам, и все измерительные инструменты с нанесенными на них шкалами и градациями: - все уменьшится в два раза, тогда как относительные размеры всех осознаваемых объектов останутся совершенно неизменными. Человек же в ФС не выходит за пределы измененной области, поэтому у него не будет критерия или точки опоры для осознания этого изменения, в том числе и в его памяти. Аналогично и со временем, если в будхическом сознании все ускорить или замедлить в тысячу раз, то человек в ФС сознании этого не заметит, т.к. это будет касаться именно всего им осознаваемого. Так во сне нам кажется, что все происходит в нормальном временном темпе, хотя совершенно точно доказано, что за 2 секунды человек во сне видит объем событий, для реализации которого во время бодрствования требуется около 2 - 3 часов. Таким образом, чтобы осознать будхическое действие - надо находится вне сферы его действия, т.е. необходимо быть в будхическом сознании.

Вспомним замечательный фильм "Назад в будущее!". Когда его герои "Док и цыпленок" меняют что-нибудь в прошлом, потом они обычно занимаются тем, что, затаив дыхание смотрят на фотографию или газету из будущего, наблюдая, как они модифицируются соответствующим желательным для них образом, а потом, естественно, заслуженно торжествуют. Это все здорово, но все же возникает один интересный вопрос: "А как они могут заметить эти изменения в объектах из будущего, если они сами тоже являются такими же объектами?" Проще говоря, их "память будущего" в результате изменения прошлого должна одновременно модифицироваться таким образом, что в результате они будут помнить уже модифицированные объекты из будущего и, следовательно, просто не заметят в них никакого изменения.

В порядке развития гениальной идеи Платона "О пещере", которая теперь называется его именем, представим себе зеркальный шар, в котором отражается все окружающее. При удалении отражаемого объекта от зеркального шара отражение этого объекта уменьшается и уходит вглубь шара. Но оно уменьшается только относительно самого шара и внешних объектов, относительно же отражений других объектов, находящихся рядом с отражаемым, ничего не меняется, т.к. они тоже соответственно уменьшены. Это означает, что если бы отражения объектов осознавали себя среди других отражений, т.е. в отраженной обстановке, то в небольшом зеркальном шаре для них поместилось бы пространство целой Вселенной. Теперь представим себе, что с уменьшением размеров отражений пропорционально ускоряется темп их собственного времени, а шар может отражать и прошлые и будущие события. Тогда в нем действительно окажется отраженной вся Вселенная, со всем ее прошлым и будущим. Теперь представим себе, что в обычных формах сознания (ФС, АС, МС) мы считаем, что мы и есть эти отражения... Но вспомним древнюю мудрость: "То, что здесь мы видим лишь в зеркале, там мы увидим лицом к лицу!", а автор бы добавил: "В том числе и прежде всего - самого себя!"

Будхическое тело человека - это то его тело, которое остается одним и тем же во всех его воплощениях и является "аккумулятором" опыта всех реинкарнаций, поэтому его еще иногда называют "непреходящее тело". Т.е. именно в будхическом теле хранится память всех прошлых реинкарнаций. Поэтому когда человек достигает будхического сознания, то все его личности различных воплощений сливаются в одну ЛИЧНОСТЬ и человек осознает все эти воплощения как свои воплощения. Образ-Я меняется при этом значительно более радикально, чем при переходе в астральное или ментальное сознание. Человек осознает себя как внепространственную и вневременную сущность, больше всего похожую на яркую звезду (о чем говорил Парацельс). Все пространство и время осознается как некоторый гигантский кристалл, в котором как пчела в янтаре содержится весь физический, астральный и ментальный мир, который осознается статично и весь сразу. Динамика осознается лишь как способ восприятия, характерный для низких форм сознания, которые имеют недостаточную мощность для осознания целостности и всей полноты взаимосвязей явлений и поэтому, вынуждены их "сканировать", т.е. осознавать по частям, что и осознается как движение. Внимание человека в будхической форме сознания, обращенное в этот кристалл, приводит к тому, что он раскалывается и в нем появляется "трещина", как от мощного удара молнии. В этой трещине нет кристалла пространства-времени, - в ней та же пустота, которая является средой обитания "Звезды Будхи" и ее лучей, одним из которых и является "молния" и свет внимания. Эта "трещина" проходит через различные планы Реальности: арупа ментал (ментал вне форм), рупа ментал, астрал, эфирный, физический, а на каждом из этих уровней вокруг нее уже в самом кристалле возникают области, светящиеся отраженным светом внимания Будхи. Эти области внимания и представляют собой тела человека на различных уровнях Реальности, а сама "трещина в кристалле" - "серебряную нить" (каналы Ида, Сушумна, Пингала и др.) и систему центров - чакр.

Аналогично, когда человек читает книгу, то он более четко видит определенную часть текста, вокруг же восприятие более расплывчатое. Эта хорошо и четко воспринимаемая часть текста аналогична "телу чтения", которое перемещается по тексту книги жизни и позволяет нам последовательно читать его, хотя сама книга существует вся целиком, сразу. Продолжая эту сущностную аналогию можно сказать, что переход из физической формы сознания в более высокие астральное и ментальное, подобен процессу освоения скорочтения, который основан на увеличении объема внимания и оптимизации обработки информации. Переход же в само будхическое сознание означает переход к такому восприятию "Книги Жизни", которое скорее характерно не для читателя, а для самого Писателя - Творца, который воспринимает ее замысел, сюжет и все художественные детали сразу все "одновременно" в целом.

Человек в будхическом сознании является Мастером космического айкидо, т.к. он всегда совершенно точно, полно и безошибочно ощущает как внешне и внутренне вести себя, чтобы было то, что нужно. Его внешние и внутренние движения подобны движению дирижера, управляющего оркестром. Это очень напоминает также "танец Шивы", контролирующий движение каждой капли радужного водопада миров (Сансары).

Будхическое сознание является синтезом астрального и ментального, отрицанием ментального и отрицанием-отрицания астрального. У двух человек, один из которых находится в астральном сознании, а другой в ментальном, вместе есть все для перехода в будхическое сознание. Если на человека в астральном сознании осуществляется ментальное воздействие, то он переходит в будхическое сознание. Аналогично, будхическое воздействие на человека в ментальном сознании переводит его в состоянии Нирваны.

Суть изложенного наглядно иллюстрируется на нижеприведенной схеме, которая может быть является еще одним изображением "Лестницы Иакова", по которой мы поднимаемся в своей эволюции.

В заключение отметим, что согласно учению Дона Хуана, излагаемого в художественной форме Карлосом Кастанедой, существует семь врат сна, хотя сам он описывает только четыре из них. В нашей терминологии описание первых трех врат сна следующее:

Первые врата сна - это осознание во сне, что ты спишь (ясный сон).

Вторые врата сна - это пробуждение из сна не в состояние физического сознания, а в состояние астрального сознания (астральное сознание).

Третьи врата сна - это восприятие со стороны собственного физического тела и освоение действий им без выхода из этого состояния (ментальное сознание).

Нам остается добавить, что согласно Дону Хуану к каждым вратам человек сначала приближается, потом пересекает их, и лишь затем продолжает свой путь дальше...

Ключевое понятие учения Дона Хуана "точка сборки" соответствует в нашей терминологии понятию "тело проявления", т.е. это то тело, с которым при данной форме сознания человек себя отождествляет, т.е. осознает как "Я". Кроме того термин "точка сборки" содержит информацию о наиболее активном центре (чакре) в данном состоянии сознания: чакрам соответствуют различные положения точки сборки на теле. Основную для данной формы сознания чакру можно считать местом соединения высших тел с телом проявления, т.е. местом соединения с "серебрянной нитью".

Тональ - это все осознаваемое при данной форме сознания как существующее (в объективной или субъективной форме). Нагуаль - это все неосозначаемое при данной форме сознания как существующее ни в какой форме. Таким образом, если перевести предлагаемый автором способ классификации различных форм сознания в термины учения Дона Хуана, то это будет звучать примерно так: "различные формы сознания отличаются друг от друга содержанием своего тоналя и нагуаля", т.е. тем, что конкретно является для данного сознания в данный момент времени тоналем и нагуалем.

 

СОДЕРЖАНИЕ