А.Б.Шпренгер

Начало пути

 

Время копит силу духа
Удержания не желая
Преимуществом не тешась
И свободу утверждая

Информационный взрыв перешел все допустимые и недопустимые границы. Профанация сокровенных учений, лжепророки, новые секты, самые странные сочетания новейших рекордов мысли с рекордами самоутверждения, невежества и предрассудков. Поистине, высшая вера идет рука об руку с высшим неверием. Все это - издревле указанные признаки смены эпох. Но помимо пророчеств древности и в наше время существуют путеводители жизни, дающие ориентировку, основанную на точном научном знании, многовековом опыте и высокой внутренней культуре.

Живая этика Рерихов (Агни-йога) – это учение о новой ступени развития человечества, на основе знания о психической энергии, о глубокой сущности человеческого сознания, о совершенствовании нравственной основы в процессе жизненного труда, о сотрудничестве со светлыми силами, направляющими эволюцию человечества, о прекрасном понимании смысла существования, которое открывает путь в беспредельные возможности. Это колодец мудрости, было бы желание черпать из него воду.

Однако ценен не пересказ чьих-то идей, что и невозможно в пределах статьи, а живой путь познания человека. Поэтому, не претендуя ни на что, я попытаюсь поделиться тем, что посчастливилось найти и пережить мне самому. Разговор этот не ради полемики - в спорах истина не рождается. Он адресуется ищущим. Пусть эти кирпичики послужат добрым строителям.

1. Единение

За последние годы стало очевидно, что самым насущным является преодоление противоречий между людьми на всех уровнях, начиная от внутренних противоречий сознания, личных отношений, семьи и т.д. до социальных и межгосударственных конфликтов. Преодоление противоречий – это единение людей.

2. Поиск основы и динамика

1. Для единения нужна какая-то основа:

  1. Эта основа не может быть материальной, - материальные интересы противоречат друг другу.
  2. Желания, эмоции, вкусы также совершенно различны.
  3. Идея, идеал – могут объединять людей некоторое время, но каждый проходит какие-то свои этапы развития. Практика показывает, что уравновесить различные идеологии очень трудно, порой почти невозможно, тем более что их носители не склонны искать единства и отстаивают, чаще всего, свои вовсе не идеологические интересы… Или же, формально провозглашая единение, предполагают это единение только под своим флагом и началом.
  4. Глубокое чувство, стремление:

- Чувство объединяет любящих друг друга надолго, может быть, навсегда.
- В общем устремлении к пути развития можно найти единство, лишь бы не ограничивать и не привязывать к чему-то свою мысль…
- Найти единство в каком-то интуитивно щемящем сердечном чувстве - сладостно мечтать об этом… Возможно ли?..

Так или иначе, но эта основа (4), очевидно, более глубока и результаты дает более глубокие.

Мы еще не нашли окончательного решения, но уже чувствуется, что правильное направление поиска ведет в глубины сознания, к объективно существующей основе духовной сущности человека. Все прочие основы оказываются временными, зыбкими. Этот поиск - путь к своим истокам…Мы должны придти к некоторой не придуманной умом, но именно реальной основе жизни - придти к Богу.

Кто-то возразит, что основой его жизни является физиологический процесс - пусть будет так… Каждый служит своей основе жизни, т.е. своему Богу. Один служит желудку, другой деньгам, третий тщеславию, четвертый карьере,- да мало ли идолов и "богов" у современных язычников…

Существенным здесь является осознание того, что понимание Основы Жизни или Бога эволюционирует вместе с сознанием человека. Это понимание может лишь в какой-то мере приблизится к живому сознанию Беспредельной Реальности, которая сама по себе не зависит от этого процесса понимания, но которая проявляется многообразно через каждого из нас. Прийти к Богу - проделать Путь эволюции сознания. Значит, третий аспект насущного - это осознать глобальный процесс Космической эволюции и свое место в этом процессе.

2. Существует Единый Космический Разум - Космическое сознание. Мы - часть Его. Это можно представить подобно голограмме, где каждый кусочек отражает целое. Каждый кусочек, микрокосм учится, и все более детально, полно и глубоко отражает (и несет в себе!!!) целое, все полнее и глубже проявляет через себя целое. Вершина эволюции Земли - Человек, - "созданный по образу и подобию", обладает этим свойством!

Эволюция кусочков и эволюция целого - единый процесс.

3. Прикосновение неведомого ощущал, наверное, каждый. Часто - при каких-то тяжелых обстоятельствах или смерти, родственники чувствуют друг друга. Это называется телепатией. Но мы лишь ненадолго задерживаем внимание на этом. "Да, что-то есть…" - и пошли дальше. Получается безотчетная вера "во что-то", а точнее, безотчетное знание о том, что существует нечто неизвестное за пределами серой обычности, но часто очень близко соприкасающееся с нами.

А может, мы просто не замечаем этих касаний? Если в острых ситуациях эти касания настолько сильны, что пробивают скорлупу обыденности, то наверное и в обычной жизни они не очень слабы, просто нам недосуг… Да и хотим ли мы замечать? Неизвестное пугает, требует настороженности, острой внимательности, мобилизации…

Связь между родственниками - это связь между созвучными людьми. Созвучие - это внутренняя настройка на одну и туже волну - скажем, на одну и ту же мысль. Очень ли разнообразны наши бытовые мысли? Может быть, большая часть их пришла извне, а мы осознаем это как свое внутреннее побуждение?

Каждый психический слой насыщается соответственно своему устремлению. Убогое однообразие мыслей, при объединении созвучных людей в единые энергоструктуры, становится мощным самодовлеющим фактором, который превращает прекрасную музыку жизни в унылый ритм обыденности.

Эти энергоструктуры - группировки людей, формируются, очевидно, вокруг сильных личностей - лидеров, которые втягивают остальных в орбиту своего мышления. Те, в свою очередь, сгруппированы вокруг своих лидеров и тоже не сознают этого. Образуются группировки - иерархии (соподчинения).

Конгломераты созвучных мыслей называются эгрегорами.

Например; эгрегор мыслей о собственности и деньгах, эгрегор христианства, эгрегор брачных отношений, эгрегор соперничества.

Этот последний наиболее важен для понимания сути происходящих в социуме процессов, поскольку мотив самоутверждения и соперничества пронизывает все человеческие отношения. Здесь соперничают между собой идея необусловленности-свободы, и идея закона, жизни по правилам, по какой-либо системе. "Добрый разбойник и жестокий благочестивец до сих пор живут на земле" (Живая этика). Приверженцы первой совершают насилие вовне, а приверженцы второй - внутри сознания. Это два змея, пожирающие хвосты друг друга. Существование одного обуславливает существование другого и на оборот. Соперничество проявляется при взаимодействии:

детей и родителей,
мужа и жены,
рабочего и администрации,
преступника и государства,
капитализма и социализма,
атеистов и верующих,
идеологии хиппи и идеологии карьеристов,
веры в себя и веры в Бога,
идеи личного блага и идеи общего блага,
идеи свободы и идеи иерархии,
ниспровержения авторитетов и утверждения авторитетов,
скепсиса и утверждения,
"нет" и "да".

В соперничестве этих двух полюсов заключена суть всех человеческих конфликтов. На этом соперничестве паразитирует иерархия зла. Над разрушением этого порочного круга трудится иерархия света.

Эгрегоры выясняют отношения между собой, пользуясь людьми, как проводниками. Все это втягивает людей в какие-то игры, которые мало кто осознает - мы биороботы в той мере, в какой не осознаем самих себя. В конечном итоге можно говорить о существовании тех самых светлых и темных сил, ведущих борьбу за сознание каждого человека.

Это противоположение многим кажется естественным. Однако эта система напоминает раковую опухоль. Целенаправленное зло не должно существовать на планете. Естественное "противоположение" (кавычки не случайны) это -

мужское и женское,
-янь и инь,
-активность и пассивность
-дух и материя
-свобода и необходимость
-жизнь и смерть
и т.д.

В естественном состоянии эти противоположности сотрудничают и дополняют друг друга. Соперничать их заставило невежество.

Человечество - это единый живой организм, обладающий некоторой степенью сознательности. Земля - маленькая песчинка Космоса среди мириадов миров. Если песчинка обладает сознанием и существует такие мощные пространственные связи сознаний, то, что же можно сказать о целом? Может быть, целое окажется гораздо сознательнее своей малой части?! Кто поддерживает равновесие в этом гигантском энергетическом котле?

В организации живой природы везде присутствует удивительная целесообразность и строгий порядок. Где есть законы - там есть законодатель, где есть гармония - там есть художник, где есть эволюция жизни - там есть воля, ее направляющая.

 

3. Проблема - найти путь к истоку

1. Итак, существует три аспекта самой насущной для человека задачи:

1. Преодоление противоречий– Единение людей.
2. Найти основу единения – основу жизни – глубокий источник сознания – придти к единому и насущному началу начал – к своим истокам – придти к Богу.
3. Осознания себя в процессе этого пути - Осознание космической эволюции и своего места в ней
.

2. Мы приняли решение идти бесстрашно к своим истокам, не испугаться этого знания своей сущности и сущности жизни, такой, какая она есть, и чтобы не принесло с собой это знание – великую ответственность или же необходимость пересмотреть всё своё мироощущение, перечеркнуть прошлое и начать жизнь сначала.

3. Ну а если потребуется отказаться… - ну хотя бы от какой-нибудь вредной привычки, не изменишь ли ты, читатель, свое решение идти? А может быть просто надо будет рано встать и не прозевать красоту восхода… Не потеряешь ли в обыденной каждодневности свое стремление, не затуманится ли бесконечно далекая цель? А может, синица в руке заменит тебе журавля в небе?..

Чтобы доверять своему попутчику, нужно испытать его во многом… Не должны ли мы испытывать каждый день и себя, чтобы научится верить в себя? Верить в себя и идти к своему Истоку – это, по большему счету, то же самое, что верить в Бога и идти к Богу.

Не верящий в себя не может верить ни во что… Не имеющий в душе Бога служит многим идолам, не может по настоящему верить в себя, а разменивает себя на преходящие ценности по случайным притяжениям. Вера в себя и вера в Бога – суть две грани одного и того же.

4. Если ты даже атеист, читатель, то чтобы быть целостным, непротиворечивым внутренне, тебе необходимо будет создать в себе (или лучше – выявить в себе) некоторое центральное, объединяющее все понятие, исходную точку, смысл жизни, сконцентрированный в одном слове. Станиславский говорил, что, чтобы достичь чего – либо хотя бы малого, нужно поставить себе достаточно высокую цель – сверхзадачу, хотя бы и не достижимую в одной человеческой жизни. Жизнь все снесет своим течением ниже. Эта сверхзадача создаст целостность личности и цельность устремлений.

Поэтому не будем спорить о словах или именах, которые те или иные люди ставят в центре всего. У Бога много имен, а суть у всех одна

Кто-то скажет: Бог – это безличный космический принцип. Да это так.
Кто-то скажет: Бог – это личность. Да это так.
Кто-то скажет: Бог – это любовь. Да это так.

Здесь все бытие сходится в одной точке, иначе мир не был бы целостным. И от этой точки, всегда убегающей в бесконечность, строится иерархия – как человеческих понятий (на доступном нам уровне), так и иерархия существ (сознаний), через которые Его Воля трансформируется и проявляется в виде конкретных форм эволюционного процесса. Мы все, каждый в своей степени, - творцы и проявители Мировой Воли…

Можно лишь в какой-то степени понять умом все это, но чувствовать и видеть в каждый момент Бога в себе, Бога в других людях и Бога в природе - это тоже сверхзадача. И, одновременно, это ступени, по которым все мы пройдем рано или поздно, а формулировка сверхзадачи станет какой-то иной, либо вообще не понадобится формулировки, а останется лишь ощущение полноты жизни каждого момента.

Для каждого конкретного человека эти представления могут оказаться либо внезапно озарившим Светом, либо свято оберегаемой интимностью личного переживания этого, либо строго доказанным научным фактом. У каждого свои критерии реальности. Поэтому мы не будем программировать в умственных представлениях эти чувствования и видение - мы незнаем, каким оно окажется за границей познанного, за границей каждодневного сна.

5. Что же мешает нам найти путь?

1. Разуму мешает осознать все это установки, т.е. предрассудки, предвзятости ума.
2. Сердцу мешают соединиться с Богом эгоистические желания и страхи.
3. Воля отягощена кармой - последствиями прошлых поступков и мыслей.

Одно порождает другое и приводит к третьему… Это созвучно представлению индусов о трех "ядах" (в том же порядке):

1. Гнев - агрессивная вспышка, исходящая из осуждения (о-суждения, т.е. суждение о чем-то прежде познания, т.е. предрассудок).
2. Страсть - желание притяжение чего-то (либо страх - отталкивание чего-то).
3. Невежество - инертность сознания, привычки, тьма иллюзии, тьма материи.

Неожиданная иллюстрация этого в известной басне Крылова: Волк - существо невежественное и потому он захотел (страсть) съесть другое существо. Он успокаивает свою совесть тем, что осуждает его: - "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сделав поступок, он приходит к еще большему невежеству. Дальше будет следующий виток спирали и т.д.

Причина такого неестественного погружения в невежество в том, что мотивы поведения смещены в сторону внешнего, поверхностного и определяются не глубоким стремлением души, а системой нелепых упрощенных условностей, - причудливым узором привычек, стереотипов поведения, желаний, страхов, предрассудков, странных установок и проекций ума, далеко уводящих от реального видения жизни.

6. Естественное формулирование поведения происходит начиная с глубокой внутренней причины, с глубокого чувства - стремления. Это тело причинности, которое индусы называют будхи, а христиане - душа.

Почему "тело" причинности? Потому что тело это комплекс энергий, взаимосвязанных функционально - комплекс энергий некоторого уровня или качества. Гений Энштейна подарил нам знание о том, что даже обычная физическая материя, с которой мы сталкиваемся каждый день, эквивалентна энергии. Так же и любая психическая энергия материальна, т.е. имеет свои физические кристаллы соответствующего качества. Человека можно представить в виде матрешки состоящих из нескольких тел разного уровня организации (комплексов энергий разного качества).

7. Зародившееся в душе устремление побуждает тело мысли (ментальное тело) сформировать идею или комплекс идей, который затем обыгрывается эмоционально в астральном (виталическом) теле - создается форма будущего события. И лишь после этого весь этот комплекс, взаимодействуя с внешними условиями и приноравливаясь к ним, находит свою реализацию в физическом мире. Таким образом, событие из жизни человека, если попытаться записать его на листке бумаги, будет представлять собой наслоение четырех текстов - пластов реальности. Образно говоря примерно так:

1) Космогонический трактат (Будхи);
2) Расчеты и планы (ментал);
3) Любовное послание (астрал);
4) Описание конкретных событий (физическое).

Осознаем эту цепочку более коротко:

1) Устремление;
2) Идея;
3) Форма;
4) Реализация.

Очевидно, в этом процессе должно быть естественное соподчинение низшего высшему, поверхностного глубокому.

Существо человека - некая внутренняя духовно-энергетическая сущность пользуется для реализации своих побуждений - устремлений внешними механизмами, устройство которых она же постепенно формирует и переделывает согласно своим склонностям. Получается водитель трактора (душа), который пользуется компьютером для расчета своего маршрута (ум) и педалью газа для управления интенсивностью движения (эмоции). Весь остальной механизм - физическое тело. Существенной особенностью этого механизма является возможность постоянной перестройки конструкции в процессе работы. Это ничто иное, как способность обучаться новому.

Зададимся странным на первый взгляд вопросом - свободен ли человек исполняющий свои желания. Очевидно, если мотив этого действия - глубокое стремление души, то это является свободным проявлением сущности. Однако чаще встречается второй вариант. В эмоциональном теле, исходя из его собственных внутренних побуждений, зарождается энергетический вихрь, т.е. желание. При этом разум срочно придумывает оправдательную конструкцию. Чаще всего это самооправдание основано на осуждении других. Вспомните волка в басне - "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Волк - раб своих желаний…

Однажды иудеи сказали Иисусу - "Мы свободный народ", на что получили гениальное опровержение - "Истинно говорю вам, делающий грех есть раб греха!" Вот мы и разобрались в сущности древнего как мир понятия. Грех - это подчинение высшего низшему, души человека - ее собственным внешним проявлениям, мастера - своему инструменту, тракториста - своему трактору, человека - капризам своих низших тел. "Грешники сами ад топят" - вот суть нашего экологического бедствия - бедствия экологии мышления.

Бесконечный источник - человеческий дух порабощается примитивными личными интересами вместо того, чтобы дать ему свободу проявления и сделать его царем бытия. Вместо этого духовная сущность становится источником энергии для существования примитивных зацикливаний, для существования в сознании паразитирующей структуры - так называемой эго-программы, своеобразного компьютерного вируса, т.е. программы соперничества, стяжательства и самоутверждения, которая порождает движение человека по эго-циклам. В крайнем выражении это маниакально-депрессивный психоз - чередование состояний эйфории само возвеличивания и депрессии, уныния, разочарования.

Каждый разочаровавшийся в чем-то был этим чем-то очарован, т.е. рассчитывал на что-то - имел в уме установку на получение чего-то, а в эмоциональной сфере - эйфорию предвкушения чего-то. Все это неизбежно входит в противоречие с объективными обстоятельствами, вследствие чего возникает разочарование и депрессия, а дальше - новое очарование и т.д. Это знакомый всем психологам эмоциональный маятник. Чем сильнее в одну сторону, тем сильнее в другую…

 

4. ИДЕАЛ - СВОБОДА.

Можно ли жить бескорыстно, не рассчитывая ни на что? Бескорыстие - это свобода:

- Делать добро просто так,
- Любить других ни за что,
- Мыслить устремлено, но для Общего Блага.

В мире, где существует благо свободы, каждый делатель и для себя найдет частичку блага. Но для этого не нужно искать своего, искать для себя. К живущему в свободе все приходит само.

Любой инструмент может быть использован двояко. Либо для созидания, освобождения, либо для разрушения, порабощения. Такова же роль эмоций, желаний: "Можно ли пребывать без желаний? Ибо даже воплощается дух по желанию. Желания подобны искрам движения. Тогда что значит, когда йог освобождается от желаний? Будем брать точное значение слов. Йог освобождается не от возможных желаний, но от гнета желаний. Он чувствует себя свободным, ибо не порабощен желаниями. На пути целесообразности йог соизмеримо отставляет желания во имя более насущного. Эта легкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению. Именно неподвижное мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Никто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносят заразу желаний, и человек вместо движения теряет всякую подвижность. Посмотрите на стоящих возле стены плача. Что заставило их пересечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир. Как червь высосало желание их энергию. Желание - червь и цепи. Желание - искры и крылья. Освобожденный летит в познавание. Порабощенный рыдает в отчаянии. (" Знаки Агни-Йоги" - 259).

 

5. ПРЯМОЙ ПУТЬ - ГАРМОНИЯ, ЧИСТОТА, ТВОРЧЕСТВО.

1. Итак, мы поняли, в чем заключается нечистота души - грех - порабощение духовной сущности человека низшими проявлениями, например, желаниями, которые должны быть просто подвижными инструментами сознания, а не руководить поведением человека. Инструмент этот естественно должен служить для облегчения траты энергии в свободно избранном направлении и насыщает любой процесс динамикой. "Делающий грех есть раб греха " - говорит Иисус, а говоря современным языком, это нарушение естественного соподчинения структур сознания.

Можно расширить это понимание. Грех - это поступок, мысль или состояние, которое нарушает гармонию в себе или в мире. Нарушение гармонии имеет три аспекта:

1. Нарушение иерархии (соподчинения) разных уровней сознания.

2. Противоречивость одноуровневых структур (борьба идей, борьба желаний), т.е. нарушение целостности.

3. Нарушение цельности (устремленности).

2. Сценарий взаимодействия этих аспектов может быть, например, таким: Смущение ума (1) - смутиться может только ум, который не содержит в себе полноты картины бытия и не осознает правильных соподчинений элементов реальности, уровней сознания и т.д.

- Пренебрежение главным (3).

- Шатание (3 и 2) по случайным эмоциональным притяжениям и отталкиваниям.

- Тьма сомнений (2)

- Сомнение, в свою очередь снова может вызвать смущение ума и т.д.

Что заставляет сомневаться? Существует круг знаний и за пределами круга - беспредельность непознанного. Сомнение возникает где-то на границе круга. Но какой смысл сомневаться? Беспредельность непознанного будет существовать всегда (и слава Богу). Не лучше ли спокойно и не откладывая отправиться в увлекательное путешествие познания и самопознания? Но человек мечется перед выбором двух путей, двух приобретений, двух поступков… "Как бы не прогадать?" Выгадывает он себе выгоду - опять мы пришли к тому же самому желанию. Желание иметь что-то, претензия на что-то, страх потерять что-то. Сомнение - это еще один вид рабства, прямо пожирающий психическую энергию.

Способы формирования циклов рабства очень многообразны. Мы часто бываем рабами потребностей тела, рабами желаний, рабами суждений, рабами идей (одержимость идеей). Ментальная основа комплексов рабства - это установки ума. Установка (предрассудок, догма) - это нечто неподвижное, за что человек почему-то цепляется, опирается на это. Потребность опираться на неподвижное - это бегство от естественной текучести, изменчивости жизненного потока, желание иметь "надежную" опору среди динамичных процессов. Снова мы пришли к желанию…

Как видно, закостенелость сознания объясняется не столько тупостью ума, сколько страхом хотя бы немного изменить свою жизнь, страхом оказаться в потоке, трансформирующем и изменяющем все и всех, страхом перед "ненадежной" подвижностью. Сознание при этом не хочет видеть и не хочет вспомнить, что подвижность - это его собственная суть. Установки ума - это бегство от собственной сути, бегство от видения жизни такой, какая она есть. Установки могут быть обусловлены эмоциями, а затем возникают и обратные связи - желания, вытекающие из убежденности в чем-то.

3. Прямые и обратные связи эмоций и ума представляют собой именно комплексы - зацикливания на принципе самоподдержания и даже само усиления. Электронщики скажут - положительная обратная связь. Желания подпитываются соответствующей теорией и наоборот. Посмотрим повнимательнее на самих себя. Разве мы редко произносим слова осуждения кому-то? А страхи? А наши сетования на все и на всех? А сомнения в том, что должно быть безусловно и свято оберегаемо в душе? А лень? А привычки? Какая уж тут эволюция…Настоящая гармония - радость и не снилась человеку, весь вечер уныло глядящему на телеэкран. Есть громадная разница между потребительской жизненной позицией и бескорыстным творчеством (даже если потребительство относится к сфере информации). Потребитель - раб желаний, раб механизма, раб приятных ощущений, раб информационного интереса.

"Будьте не душевны, а духовны, не живущи, а животворящи".

"Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен" - поистине бессмертные слова Иисуса, но как они не похожи на проповеди его "последователей"!

 

6. ЗАКОН - ИСТИНА

1. Чтобы стать совершенным и свободным, нужно открыть себя Истине. "Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (Евангелие). Открыть себя Истине, значит позволить ей войти во все потайные уголки сознания и осветить все своим светом, который заставит осознать все пути эгоистического ума. Осознаванием-видением можно сжечь рабство.

2. Эгоизм всегда маскируется под добродетель - это закон его существования, т.к. приход Истины означает для него смерть. Поэтому он боится Истины, враждебен Истине, убегает от нее. Он изобретателен в этом, поэтому его ходы неочевидны. Вследствие этого, они не могут быть осознаны теоретически, умозрительно. Человек не может теоретически сказать "я такой" или "я эдакий". Такие суждения являются просто установками - иллюзиями желаемых качеств, либо самооправданиями и т.п. Познать себя можно только в проявлении, в действии, проходя через все жизненные ситуации. Наблюдая себя, свои свойства и качества, свои реакции. "Смотрите по делам их, какого они духа" - говорит Евангелие. "Не верьте словам, ни своим, ни чужим. Верьте делам, своим и чужим" (Е.И.Рерих)

3. Это наблюдение себя называется отслеживанием. Можно из некоторой точки безмолвия в своем сознании, как бы со стороны, просто фиксировать факты внутреннего и внешнего мира такими, какие они есть, без осуждения и без оправдания себя или кого бы то ни было, - честное сознавание того, что происходит внутри и вовне. При этом осудительные и оправдательные побуждения тоже становятся объектами отслеживания и, по возможности, кроме уровня простого осознания-видения включается уровень - осознание осознания. Далее, наблюдая факты внутренней и внешней жизни, можно еще и наблюдать наблюдателя. Это уже высокий уровень медитации, но и он может быть достигнут в повседневности.

Отслеживание тройственно:
- Поступки и действия - волевые реакции.
- Чувства - состояния.
- Умственные оценки и спекуляции в момент прохождения ситуации (а задним умом все не слабы).

Самое главное в этом процессе - увидеть свои мотивы, т.е. причины своих поступков, мыслей, чувств, состояний. Поняв причины, легко увидеть пути устранения своих неудач. Отслеживание - это просто сознавание-видение, констатация фактов, которая, при победе над суетливым оправдательно-осудительным мышлением, сразу переходит во вторую свою фазу - сердечное прочувствование. Наиболее просто и доступно это проявляется в покаянии. Человек, имеющий мужество честно посмотреть в лицо себе самому, признается сам себе - "да я такой". В ответ на это осознание возникает глубокое сердечное чувство - раскаяние (не осуждение!).

Эта энергия относится к уровню будхи - миру причин, которые порождают следствия - изменения характера, изменения в умственных и эмоциональных механизмах и даже в физическом теле, а также изменения в судьбе человека. Видение - прочувствование рождает в душе потенциалы энергии, которые в дальнейшем не позволяют делать такие поступки, а добрые поступки начинают выплескиваться из человека спонтанно, как бы от избытка.

4. Оттенков сердечных чувств тысячи и названия, которые мы им даем, условны. Это область, в которой трудно что - либо выразить словами. Разве что стихи или музыка могут дать тот же ритм и напряженность чувства.

Сердечное прочувствование это особая деятельность души, которую в противоположность сухой интеллектуальное работе (информатике) называют проживанием. Интеллектуальные знания, без применения в жизни, без проживания, становятся пыльной кладовой сознания, обузой, мешающей увидеть явления жизни непредвзято, такими как они есть. Чувством познается то, что не входит в представления ума:
- "любовь
- познание сердцем".
- "Вера - есть знание, испытанное огнем сердца" (Агни-Йога).

Через чувства человека касается крыло неведомого. Чувство - познание не столько информационное, сколько по состоянию:
-
человека в самом себе
-
себя в мире
-
мира в себе

Чувствознание, сознательно примененное, делает мощь интуиции доступной не в особых условиях, а в жизни каждого дня, в творчестве поступков, отношений, в искусстве, в науке, в работе, в бытовых перипетиях.

Человек - микрокосм и потому он имеет в себе резонаторы, звучащие на все явления мира. Процесс эволюции совершенствует эти резонаторы, тонкость восприятия вибраций, возможности мобильной настройки и т.д.

Прочувствования почти независимы ни от времени, ни от расстояний, ни от материальных перегородок. В соединении с ментальными возможностями это дает практическую реализацию формулы "ЗНАНИЕ - СИЛА". Мы действительно живем в сказке, сказке неожиданных возможностей, в сказке, творящей подарки судьбы, но почему-то отворачиваемся, убегаем от всего этого и часто пытаемся выкрасить цветы жизни в серый цвет

5. Среди установок ума (предрассудки, проецирования на будущее и т.п.) особое место занимают отождествления. С этим связана одна из основных йоговских медитаций "Кто я?", которую иногда выделяют как самостоятельное направление Йоги. "Кто я?" - т.е. кем я себя считаю, с кем или с чем я себя отождествляю. В процессе размышления выявляется цепочка осознаваний - прочувствований:

1.Я - это не тело (отрежь руку - я останется тем же)
2.Я - это не эмоции (эмоции легко управляются мыслью - пониманием)
3.Я - это не мысли (выкристаллизовывается ощущение "я" наблюдающего свои мысли со стороны)
4. Я - это огонь устремления, душа?

Мы подошли к довольно неожиданному аспекту понимания: Развитие сознания - это последовательный процесс отождествлений и разотождествлений - последовательное вживание в роли различного уровня. И все это только ступени на пути к осознанию беспредельности духа, осознанию глубокого различия между "я" личным и "Я" - вечным, на пути к радости труда, не привязанного к плодам достижений, на пути к свободному творчеству. "Будьте не живущи, но животворящи" - творите радость Духа, а все остальное - только вспомогательные элементы - это свобода! Есть и более глубокие ступени сознания, чем будхи - душа. Вспомним библейское:

- "Есть тело душевное, а есть тело духовное".
- "Человек состоит из тела, души и духа".

Пока для нас будет достаточным представление о том, что в каждом человеке заложено свыше огненное зерно Духа - Божественная Монада. Во всех заветах древности есть упоминания о высшем огне, об огненном крещении, огненных испытаниях и т.д. Ощущение торжественности огненной стихии живо в народной памяти и обычаях. Все это намеки на огненные свойства высших энергий. Миру огненному посвящены три тома Агни-йоги.

4.Оккультисты говорят об индивидуальных Монадах, верующие говорят "у меня есть дух". Однако вряд ли правильно воспринимать нечто духовное как свою собственность, - на этом уровне существует сознание всеохватывающего и всепроникающего единства всего. Об этом сознании сказано;

5."Ошибается тот, кто спрашивает и ошибается тот, кто отвечает - безмолвствуй".

"Знающий не говорит, говорящий не знает".

Есть "НЕЧТО" в нашей сущности в принципе невыразимое языком умственных формул. Ум на какой-то стадии развития может придти к признанию существования этого "НЕЧТО". И когда ум понял, что средствами ума, внутри ума, невозможно понять и исследовать "НЕЧТО", - оно может войти в него само. Это называется саттори, просветление, озарение и т.д. Конечно, бывают и маленькие озарения, т.е., как и во всем, здесь существуют ступеньки и переходные состояния.

7. Близко к этому подводит формула "Живой этики: "Ум должен понять свое место перед Сердцем". На многих жизненных опытах убеждается человек, что сердце чувствует и реагирует на окружающее мудрее и полнее разумных расчетов ума, реагирует так, как будто бы оно знает все, в том числе и то, что разуму в принципе не может быть известно. Много раз человек из упрямства или из любопытства или из ложного чувства долга идет наперекор сердечного чувствования. И снова и снова убеждается, что поступил во вред и себе и другим. В древности сердце называли "великим узником", который сидит в темнице сложенной для него интеллектом и терпеливо ждет, когда же к его голосу начнут прислушиваться...

От того момента, когда интеллект убедился в этом и затем понял это, до того момента, когда сердце займет принадлежащее ему место царя существования, - еще не один трудный этап перевоспитания. Трудно, через многие жизненные опыты дается понимание того, что через сердце можно слышать голос Беспредельного. Можно слышать об этом и не верить в это. Затем, наконец, узнать это. Затем понять это.

Но кроме знания и понимания нужно еще умение - то самое проживание, о котором мы уже говорили.

 

7. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Может быть, с этого и начнем читатель? С того, что лежит ближе. С тех самых своих проблем, которые нужно решить сейчас, не откладывая. Может быть, решить, а может быть понять и прочувствовать глубже корни (причины) этих проблем и осознанием-видением снять эти проблемы и стать свободным. Стать свободным, находясь в водовороте самой обычной жизни, и чистым незамутненным взором увидеть, что в жизни все необычно. А став свободным можно помочь и другим.

Осталось сделать совсем немного - выделить время для этой работы.

"После дневных трудов сойдемся на беседе о Сердце. Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к Сфере Огня" (Агни-йога "Сердце").

Вечером разомкнуться тиски излишней озабоченности и можно расслабиться, спокойно посмотреть на звезды и посвятить полчаса или час для проживания дня и своей мечты, от которой щемит сердце... Мечта о будущем, радость о будущем - какое счастье, если это чувство можно разделить с близкими - это маленькая ячейка братства.

"Каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа" (Агни - йога "Озарение").

Утром еще не началась суета, и люди еще не успели испортить атмосферу своими корыстями и сетованиями на жизнь - новый день можно встретить радостью. Пятнадцать минут или полчаса - для настройки на новые энергии, чтобы встретить бесстрашно, лицом к лицу свое долгожданное неожиданное. Особое качество сердечного потока перед восходом - это ключ к нотной грамоте нарождающегося дня.

Скоро прояснится тьма предрассветного часа. Вспыхнет на земле огонь единения в красоте и знании. И эта надежда должна обрести плоть и кровь в нашем неуклонном каждодневном труде над качеством жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ