ШРИ АУРОБИНДО

РЕЛИГИЯ

Религия всегда несовершенна, потому что она смесь человеческой духовности с его стараниями, которые приходят в попытке невежественно сублимировать свою низшую природу.

Религия в лучшем случае только смягчает поверхность природы. Более того, она очень скоро вырождается в рутину церемониального привычного богослужения и закрепления догмы.

Факт, что религия - не знание, но вера и стремление; она оправдывается, как и высшее эмоциональное восприятие, интуитивным знанием больших духовных истин, так и субъективным познанием душ, которые поднялись выше обычной жизни, в себе, она только даст нам надежду и веру, благодаря которым мы можем быть склонны к тому, чтобы стремиться к личному обладанию скрытых путей и больших реальностей духа.

То, что мы всегда выражаем немногие отчетливые истины и символы или, особенно, дисциплину религий в трудных и твердых догмах, знак того, что мы еще как дети в духовном знании и все еще далеки от науки Беспредельности.

Хождение на поклонение святым местам ничего не имеет общего с Истиной; это религиозное упражнение для людей обычного сознания. Мать Религия принадлежит высшему Разуму человечества. Она - усилие высшего разума приблизиться к тому, что выше его, и чему человечество дает имя Бога, которого человеческий ум не может достичь. Религия может быть божественной в своем первичном начале, но по своей актуальной природе она не божественная, но человеческая.

Религий, основанных человеком, много, и большинство из них возникло одинаковым способом. Мы знаем, как возникла христианская религия. Она, несомненно, была не у Иисуса, который совершил то, что известно как христианство, но у немногих образованных и очень умных людей, которые объединили свои умы и создали ее в том способе, которым она была создана. Не было ничего божественного в способе, которым она была создана, и нет ничего божественного и в способе, которым она функционирует.

Будда открыл выход из земного страдания и несчастья. Он увидел Истину, которую старался выразить и передать ученикам и последователям, собравшимся вокруг него. Но даже перед тем, как он умер, его учение начало искривляться и искажаться. После его исчезновения, Буддизм, как религия законченная, поднял голову и утвердился на том, что Будде думалось сказать и на предполагаемом смысле этих сообщенных высказываний. Позже ученики не могли согласиться с тем, что сказал Учитель, и выросло множество сект и ответвлений на теле материнской религии, каждая из них претендует быть единственно подлинной, не загрязненной доктриной Будды. Тот же самый рок постиг учение Христа. Все религии имеют одинаковую историю, если подумать. Учитель приходит и раскрывает Истину, но люди хватаются за нее, торгует ею, создают из нее почти политические организации. Первая и главная статья этих укоренившихся религий всегда гласит: "Моя религия - высшая, только она истинна, все другие ложны или низшие". Без этой фундаментальной догмы установленные вероучения религий не могли бы существовать. Если вы не верите и не заявляете, что вы одни владеете единой и наивысшей истиной, вы будете не в состоянии донести это людям и сделать их своей паствой. Статьи и догмы религий - творение ума, и если вы цепляетесь за них и замыкаете себя в кодексе жизни, составленном для вас, вы не будете знать и не можете знать Истину Духа, что лежит выше всех кодексов и догм, шире, больше и свободнее.

Когда вы останавливаетесь на религиозном вероучении, проникаетесь им, принимая его единственной истиной в мире, вы прекращаете продвижение и расширение вашей внутренней души. Для некоторых натур религия имеет пользу, и она даже необходима им. Через внешние формы, подобные церемониям в церкви, она создает вид поддержки и помогает их внутреннему духовному стремлению. Для них религия не помеха, она помеха для тех, кто хочет идти дальше. Все страны и все религии состоят из массы традиций. Вы тогда поймете, что бесплодна попытка сказать так: "Из-за того, что я воспитан в этой религии, только она истинная религия, из-за того, что я родился в этой стране, она наилучшая из всех стран. "Вещи имеют внутреннюю ценность и станут реальны для вас только тогда, когда вы приобрели их благодаря свободному выбору, а не тогда, когда они завладели вами. Только тогда вы можете сказать с внутренней истиной: "Это моя семья, это моя страна, это моя религия".

Каждый из нас рождался во многих странах, принадлежал многим нациям, исповедовал многие разные религии. Почему мы должны принимать последнюю, как лучшую? Если ваша цель - быть свободными в свободе Духа, вы должны избавиться от всех привязанностей, которые не являются внутренней истиной вашего существа. Не может быть подобных оков на вашу связь с Божеством. Истина очевидна и не должна быть навязана миру. Она не нуждается в том, чтобы быть принятой людьми. Но человек, который основывает религию, нуждается во многих последователях. Среднего человека влечет к тем, кто заявляет великие претензии, к тем, кто заявляет громко и рекламируется, иначе они не привлекут большого количества людей. Когда вы приходите к йоге, вы должны быть готовы разбить на куски все ваши умственные сооружения и все ваши жизненные опоры. Вы должны быть подготовлены к тому, чтобы держаться в воздухе без какой-либо поддержки, кроме вашей веры. Вы должны забыть ваше прошлое "я" и все его цеплянья, искоренить его из вашего сознания и возродиться заново, свободным от любого вида зависимости. Не думайте о том, какими вы были, но о том, какими стремитесь стать, что вы хотите осуществить. Отвернитесь от вашего мертвого прошлого и глядите честно в будущее. Ваша религия, страна, семья лежат здесь, это одно - Божественное.


МАТЬ (МИРРА АЛЬФАССА)

Люди обычного сознания воспринимают вещи через суеверия. Человек думает: "Если я хожу в храм или церковь раз в неделю, если я творю молитвы регулярно, что-то хорошее произойдет со мной. "Это суеверие распространено во всем мире, но оно не имеет духовной ценности. "Я была у святых мест. Я видела памятники, как очень высоко религиозные, во Франции, Японии и повсюду. Храмы и церкви не всегда были одинаковыми по архитектуре, не были посвящены одним и тем же богам, но впечатление, которое они оставили во мне, мои познания их были везде почти одинаковыми с незначительной разницей. Например, в самом знаменитом и самом прекрасном месте поклонения я видела внутри святая святых огромного черного паука, который распространил свою паутину вокруг, ловил в нее и поглощал все энергии, истекающие из посвящения людей, их молебствий и всего этого. Это был не очень приятный спектакль.

Сейчас, если бы я пришла и сказала бы им: " Вы думаете, что поклоняетесь Богу! Это только страшный астральный Паук, который сосет вашу силу!" - уверена, что это было бы не очень милосердно с моей стороны. Но везде почти одно и тоже. Здесь председательствует жизненная Сила. И астральные существа кормятся вибрациями человеческих эмоций. Очень немногие, ничтожное число людей, идут в храмы, церкви и святые места с истинным религиозным чувством, не молить или просить что-либо у Бога, но жертвовать собой, выражать благодарность, стремиться подчиниться. Когда они здесь, они на мгновение ощущают прикосновение Божественного. Но все другие исходят только из религиозного предрассудка, эгоизма, самоинтереса и создают атмосферу, которая основывается на эгоистичной жизненности и ею вы обычно дышите, когда идете к святому месту.

Я везде совершала преднамеренный эксперимент. Почти везде она есть - паутина враждебных жизненных сил, которые используют все для своей пищи. Чем больше конгрегация (религиозное братство), тем более зловещая жизненность присутствует там.

Кроме того, в незримом мире только жизненные существа любят быть набожными. Когда они могут иметь войско людей, поклоняющихся им, они достигают больших высот удовлетворения.

Но если вы возьмете истинно божественное существо, то оно не будет тем, что оно любит или высоко ценит. Оно не любит быть набожным, богослужение не дает ему специального удовольствия. Но если оно видит где-либо прекрасное интуитивное чувство, доброе чувство, движение бескорыстности или духовного энтузиазма, оно рассматривает его, как бесконечно более ценное, чем молитвы и Пуджи. Оно не чувствует ни лести, ни удовлетворения, ни наслаждения славой из-за вашей Пуджи.

С этой точки зрения хорошо, что на время человечество должно отойти от религиозной атмосферы, полной страха и слепого религиозного суеверного подчинения, благодаря которому враждебные силы так чрезвычайно извлекают пользу. Эпоха отрицания, атеизма, служила для освобождения человека от абсолютного невежества. Только тогда, когда вы отпали от этого жалкого подчинения земным силам жизненности, вы сможете подняться к истинно духовным высотам и тогда стать противником злым силам и верными инструментами для сил Истины, и Сознания, и Могущества. Чтобы подняться высоко, вы должны оставить далеко позади суеверия и религиозные предрассудки низших уровней.