А.А. ШПИЛЬМАН

КТО МЫ?

Для чего мы живем? В чем смысл нашего существования?

Мы живем для того чтобы реализовать великие идеи? Идею строительства коммунизма (капитализма)? Идею достижения всеобщей гармонии?

Идею вымолить Рай? Идею слияния с божеством?

Достигли мы реализации этой идеи, а дальше что? Жизнь теряет смысл?

Нет?

Появится другая цель? Но тогда это не смысл существования, а текучка.

Смыслом существования, в стратегическом смысле, может быть только сама жизнь (живет и выживает только то, что хочет жить!). И не просто жизнь, а достаточно комфортная (в широком смысле), интересная жизнь! Это вечное, минимально необходимое и достаточное условие сохранения жизни личности, а также одновременно и ее вечное стратегическое (пусть неосознанное) устремление.

Люди в настоящее время накопили достаточный потенциал, чтобы сделать качественный скачок на пути к этой цели. Необходимо только до конца эту возможность осознать. Необходимо попытаться сделать, для этого, хотя бы минимальные усилия.

Что мы можем в результате достигнуть?

Мы можем значительно увеличить комфортность существования. Мы можем сделать жизнь значительно интересней. Мы можем разжечь в Душе творческий огонь, навсегда изгнав из нее скуку.

Как это сделать?

В начале необходимо понять - какие мы?

Светлые или темные, положительные или отрицательные?


Природе все равно, какие мы - плохие или хорошие, светлые или темные, положительные или отрицательные. Выживает тот, кто наиболее совершенно приспособлен к ее законам, тот, кто наиболее успешно их использует себе во благо. Оценку, каков человек, дает не мертвая материя, а общество, социум разного уровня личностей. И от того, в каком отношении личность находится с обществом, во многом зависит комфортность ее существования.

Отношение к нам общества во многом определяется тем, какие у нас нравственные установки, мысли, эмоции и манера поведения. Наш внутренний мир проявляет себя в основном опосредованно через наши поступки. Поэтому попробуем вначале проанализировать человека через его функциональное поведение (поступки)

Анализ функционального поведения человека начнем с примера его реакции на свои ошибки и неудачи, или вообще по реакции на дискомфорт.

Попробуем отобразить эту реакцию на рис.1

"Положительный" человек все свои беды (и не только свои) приписывает своей слабости, непонятливости, несообразительности, беспомощности, неуклюжести и т.д. (верхняя половина графика).

Он видит основную причину зла и несовершенства в себе. Характерная примета "положительного" человека - это то, что, когда ему делают замечание, он первым делом начинает оправдываться. В результате - постоянное унижение и потеря достоинства.

Таких людей или жалеют, или презирают за их беспомощность, за неспособность отстоять себя. Подобные личности нежизнеспособны.

Но у них есть единственный плюс - они безвредны для общества.

"Отрицательный" человек все свои беды (и не только свои) приписывает кому угодно, только не себе (нижняя половина графика).

Виновата погода, иноверцы, нации, собственное правительство, теща, "нечистая сила" - одним словом Враги. Если ему делают замечание, он сразу начинает упрекать во всех возможных грехах (какие может только вспомнить) своего обидчика, действуя по принципу: "лучшая защита- это нападение".

В результате вокруг такого человека постоянно разгораются скандалы, кипит борьба. (А как реагируете ВЫ?).

Такой человек активно нарабатывает себе неприятности (набивает "шишки"). Ему постоянно кто-то или что-то мешает. У него постоянный дискомфорт, который заставляет его искать выход из созданных им же самим неприятностей. И в этом тяжком поиске он приобретает опыт, умения и активно совершенствует свое сознание.

Обе крайности вносят дисгармонию в отношение личности с окружающей средой. Крайности в поведении человека свидетельствуют о внутреннем неблагополучии, о не владении им ситуацией.

Чтобы достичь комфорта, по возможности, необходимо избегать крайностей, как в действии так и в суждении. Так что будем пытаться искать среднюю, между этими крайностями, линию поведения, где-то в районе точки (5).

Точка (5) - это путь Человека, признающего равную возможную ответственность себя и общества за все происходящее. Человека, который не спешит оправдываться или обвинять кого-либо или что-либо.

Его главная забота - как оптимально устранить возникший диссонанс.

Но достичь этого возможно только при высоком уровне развития сознания, знании законов природы и, как части их, законов развития общества и личности.

А так как мы далеки еще от совершенства, то и удержаться в точке (5) весьма трудно.

Поэтому человек зачастую, оправдываясь, ругает погоду или другого человека, зачастую унижает себя, постоянно оправдываясь и в то же время, поддаваясь моде, ругает правительство и т.д.

Примеров несуразного перехлеста "положительного" с "отрицательным" можно найти множество, потому что и "положительные" и "отрицательные" - это близкие крайности, возникшие от неспособности объективного осознания ситуации человеком.

Так что рис.1 нагляднее изобразить так, как это сделано на рис.2.

На нем точка (5) находится как бы на вершине горы. Чем выше сознание человека, тем ближе он может приблизится к вершине - к идеально гармоничной (оптимальной) реакции на ситуацию.

Здесь необходимо отметить, что при полном отсутствии сознания поведение индивида не может быть в нравственном плане ни положительным ни отрицательным.

Ноль сознания - ноль в оценке (например, для животных).

С ростом сознания увеличивается разброс нравственных оценок, а после некоторой точки (3), разброс уменьшается (см. рис.3). Но как же себя правильно вести в ситуации, когда тебя в чем-то обвиняют?

Чтобы правильно себя вести необходимо, прежде всего, правильно оценить обстановку. А для этого не спешите оправдываться. Оцените, сколько времени у Вас есть в запасе. Если его нет, по возможности отложите выяснение отношений на потом. А если времени достаточно, то задайте обвинителю все необходимые вопросы. Встаньте на его точку зрения. Проанализируйте ситуацию как бы со стороны. Из множества вариантов поведения выберите оптимальный, наиболее приемлемый для Вас обоих.

Такое поведение нет смысла оценивать с нравственной точки зрения, потому что оно идет в соответствии с законами природы. А вот выбранный вариант может иметь нравственную оценку, если он касается не только вас двоих.

Все это хорошо, но как быть в ситуации, когда необходимо решать, а времени на это нет?

На этот случай необходимо продумать заранее стратегию поведения в различных экстренных ситуациях, т.е. отработать стереотипы поведения.

Стереотипы поведения не гарантируют адекватную реакцию на ситуацию, на то они и стереотипы. Но хуже, если в цейтноте придется действовать экспромтом. Чаще всего мы и действуем по неосознанным стереотипам, так сказать, у нас срабатывает рефлекторная реакция.

Сказанное применимо не только для стратегии поведения человека в ситуации " виновен - невиновен". Аналогично можно порассуждать и насчет отношений "начальник - подчиненный".

Здесь также есть место крайностям.

С точки зрения подчиненного:

1. Я - раб, мой начальник - господин, которого я должен слушаться и почитать. Пререкания - святотатство.

2. Никто мне не указ. Что хочу то и делаю. Если кому-то что-то необходимо - тот и пусть делает. И я кое-что могу сделать, если меня хорошо попросят.


С точки зрения начальника:

1. Подчиненные - мои рабы. Что захочу, то и прикажу. Без меня никто ничего не сделает.

2. Если кому-то что-то необходимо, тот и сам найдет, как это сделать. А самое главное - лишь бы меня поменьше трогали.


Но наиболее правильной стратегией является стремление избегать крайности. В данной ситуации, в идеале, необходимо установление между начальником и подчиненным атмосферы обоюдного заинтересованного сотрудничества. А если этого сотрудничества не получается, необходимо подумать о том: а не стоит ли вам разойтись?


Рассмотрим третий вариант крайности в поведении.

Есть люди, которые любят быть в центре внимания. Хотят, чтобы общество крутилось вокруг них. Вся их жизнь заключается в интригах, в борьбе за лучшее место в "свете". Минуты триумфа победы над врагами чередуются с годами нервотрепки. Так что о душевном комфорте речи не может быть.

Единственный плюс такой стратегии поведения - это приобретение через "шишки" богатого опыта.

Другая крайность - это люди, которые, наоборот, не выносят те ситуации, когда на них обращают внимание. Они всегда стараются быть в тени. По большей части это вызвано неумением или непониманием законов общества. Эта ущербность тяготит их, часто вызывает депрессию.

Здесь также правильная стратегия поведения находится где-то между этими крайностями.

Необходимо учиться быть лидером и быть им, если твои товарищи тебе доверяют. Необходимо объективно оценивать свои возможности. Активно сотрудничать с потенциальными и состоявшимися лидерами. Доверять выполнение лидерских функций тем, кто в какой то конкретной ситуации лучше ориентируется и помогать им в этом.

Рассмотрим четвертый вариант крайности в поведении.

Есть люди, которые любят выглядеть экстравагантно, сверхмодно. Действовать вопреки всяким этическим устоям общества. Забавляться и рушить людские заблуждения.

А есть те, кто наоборот, считают несоблюдение любых общественных установок самым большим святотатством. Это они преследуют иноверцев. Это они поддерживают расовые предрассудки. Это они не переносит другого стиля одежды.

Выход из данного положения только один - это разум и терпимость.

 

Здесь приведены лишь некоторые характерные варианты поведения человека. Каждому из нас необходимо научиться самостоятельно контролировать свое поведение. Самостоятельно анализировать ситуацию и вырабатывать стратегию своего поведения.

Это умение нужно прежде всего для нас, для нашего комфортного существования. И главное здесь не нравственные догмы общества, хотя их отбрасывать нельзя, а познание посредством разума законов общества и природы, следование им и использование их, так как только они являются основой нашей жизни и смерти.

Высокая нравственность, так же как и безнравственность, не является без разума гарантией выживаемости Человечества.

Высокая нравственность, без соответствующего развития сознания, может стать наихудшим злом из всех других, т.к. может привести к благодушию, успокоенности, к потере стимула к развитию и в результате - к гибели.

А нужна ли обществу высокая нравственность? Что значит высокая нравственность? Есть ли верхняя планка нравственности?

Нет? Но, наверное, есть планка выше которой общество в целом, или какая-то общественная группа, перестает понимать эту сверхвысокую, для них, нравственность. Люди - носители такой сверхвысокой нравственности, воспринимаются обществом как психически больные, и в результате - обоюдный дискомфорт.

Люди с низким уровнем нравственности, воспринимаются как подонки, и опять таки в результате- обоюдный дискомфорт.

Уровень нравственности в любой социальной группе имеет свой пол и потолок, между которыми обеспечиваются наиболее комфортные условия существования. Этот пол и потолок, в основном определяется историей формирования социальной группы, условием ее существования и уровнем сознания входящих в группу личностей.

Мы рассмотрели функциональное поведение человека в разных ситуациях, но нам важно и какова эмоциональная окраска этого поведения, анализом которой мы и займемся.


Эмоции

Вначале, для примера, рассмотрим эмоциональное поведение человека при реакции на дискомфорт.

Один человек, если у него чего ни будь не получается, злится и проклинает все и вся, независимо от того, кто виноват.

У второго наготове - обида.

Третий никак эмоционально не реагирует.

Четвертый человек в такой ситуации просто в душе сожалеет о несовершенстве себя и мира, в котором он живет.

Естественно, наиболее адекватная реакция на событие это опять-таки средняя линия, т.е. полное отсутствие эмоций.

Но это, наверное, тоже какая-то крайность, только в другом плане. (Сразу возникает вопрос: если у человека убрать все эмоции, останется ли он Человеком?)

Прежде чем разбирать какое эмоциональное поведение лучше, задумаемся: а для чего нужны человеку эмоции?

Эмоциональный план сформировался еще на животном уровне в процессе развития живой материи. Он наш драгоценный клад, наш маяк, наша защита, великий побудитель и гарант нашей жизни.

Это огонь жизни, который в нас зажгла природа. Без него жизнь превращается в постное функционирование ради функционирования, не имеющая, в конечном счете, для личности смысла.

Для примера посмотрим, что дают человеку некоторые эмоции:

1. Страх, беспокойство - защитная реакция на опасность;

2. Злость - активизация жизненных сил на противодействие;

3. Обида - сигнал о дисгармонии, сродни злости, но направленной внутрь. Успешно сочетается со злостью, и призвана активизировать поиск пути выхода из дисгармонии;

4. Сожаление, жалость - торможение агрессивности, и поиск оптимального пути устранения дисгармонии;

5. Радость - подтверждение и фиксация удачных обстоятельств.

(Эмоции деформируют не только лицо, гримасничает все тело).


Злость, направленная на другую личность, как правило, вызывает ответный поток злобы. Этот встречный поток вызывает чувство обиды, и может привести к крайней взаимной озлобленности.

Обида на другую личность может способствовать неправильному поведению обидчика. Разжечь его злость или садистские наклонности.

Сожаление способствует осознанию неуместности сильных, неконтролируемых эмоций и, естественно, приводит к гашению конфликтов.

Учитывая сказанное о эмоциональном поведение человека при реакции на дискомфорт, злость и обида - это крайности, друг друга, взаимно обуславливающие и дополняющие. И только сожаление есть та средняя линия, вершина совершенства.

Чрезмерно эмоциональная реакция, так же, как и отсутствие оной, это крайности, не способствующие выживаемости личности.

Первая опьяняет и мешает личности трезво оценить ситуацию.

Вторая- это фактически нежелание активно реагировать на события.


Как же научится управлять своими эмоциями?


Первое. Необходимо научиться осознавать уместность той или иной эмоции, научиться осознавать, каков должен быть душевный настрой в той или иной ситуации.

Второе. Обнаружив нежелательную реакцию, попытайтесь докопаться до ее первоистоков.


Попытайтесь устранить в себе эту первопричину. Не методом искоренения (этим вы обедняете себя), а методом замены отрицательного качества на более приемлемое (это будет ваш опыт!). Сформируйте стереотип своего поведения, обеспечивающий закрепление нового качества.

Следуя этому правилу, выполняя эту незаметную для других титаническую работу, вы сможете перекроить себя, сделать себя нравственно совершенным человеком.

Не все сразу будет получаться. Самое трудное будет вначале, а поэтому некоторые советы начинающим:


1. Для того, чтобы погасить нежелательные эмоции или желания, попробуйте как бы со стороны рассмотреть, как они возникают и что собой представляют. При такой попытке скорей всего они стыдливо спрячутся, так что и изучать будет нечего.

2. Попытайтесь прочувствовать и разобраться в своих эмоциях, для этого поощряя и разжигая их в душе, самому украдкой за ними наблюдая. После того, как вам это удастся, у вас не будет особых проблем в любое время вызвать их и погасить (особенно методом замещения).

3. Начинающему, наверно, лучше вначале погасить, на время, все свои эмоции, начиная с сильных. Это даст возможность прочувствовать самые тонкие. А затем, потихоньку отпуская, сформировать их заново, переплетая и творя из них прекрасную эмоциональную симфонию, которая будет сопровождать Вас и Ваших друзей всю жизнь.


Эмоциональный план в сочетании с функциональным поведением (и не только) дает многогранность человеческого характера, где "плюсы" и "минусы" переплетены причудливым образом. Так что сказать о человеке "светлый" он или "темный", ("положительный" или "отрицательный"), можно по отношению к какому-либо уровню, уровню совершенства.

Относительное распределение количества людей в обществе - по уровню совершенства - можно условно изобразить графически (см.рис.).

Люди уровня 5-6 - это первопроходцы, цвет общества, таланты, за которыми следит и идет по их пути совершенства основная масса человечества.

Люди уровня 6-7 - это гении, намного опередившие свое время, а посему не признаваемые при жизни.

Люди уровня 3-5 - это основная масса человечества, со всеми ее достижениями и пороками, соответствующими конкретному историческому моменту.

Люди уровня 1-3 - это отставшие в своем развитии и деградирующие элементы.

Такое распределение людей по уровню совершенства - необходимое условие как исторического развития всего общества, так и развития каждой отдельной личности.


На каком уровне человек не находился бы, он всегда найдет объект подражания, пример совершенства и низости. Испытывая дискомфорт на своем уровне, человек будет стремиться к такому уровню, где, по его представлению, он будет жить лучше и интересней.

Попытка насильно загнать всех людей на один уровень может привести к застою и деградации общества. Примером может служить наш неудавшийся эксперимент по строительству коммунизма.