С.А.Картечев

О КАРМЕ

Многие выдающиеся йоги, в том числе такой мыслитель, как Шри Ауробиндо, предостерегали от примитивного понимания такого сложного и всеобъемлющего закона, как закон кармы. Тем не менее современные толкователи кармы как закона индивидуального воздаяния, по-видимому, забыли об истоках и смысле этого понятия как о работе (деянии). О том, что это не только отношения между людьми, но и любое деяние вообще, в том числе по отношению к любому атому и явлению вселенной. Противоречивые сведения о карме в конце концов оформились в некий жупел - пугало для взрослых, которое способно держать в страхе каждого, кто достаточно сильно проникся этим понятием. Но любое представление, вызывающее страх- это средство управления и самый верный способ держать людей в повиновении. Стоит задуматься - кому это выгодно?

Произошло своеобразное разделение- религия пугает наказанием "там", а карма настигает нас "здесь". Куда же бедному крестьянину податься?

Прежде всего зададим детский вопрос - к кому, собственно говоря, относится карма? С религиозной (христианство) точки зрения человек живет один раз и его карма (грехи) относятся к его душе и отрабатывается после смерти тела. Религия говорит о посмертных мытарствах души, чистилище, аде, где душа страдает за грехи земные.

А как к данному вопросу относиться тем, кто признает многократное воплощение души, но отвергает религию? Ведь новое воплощение формирует новую личность, которая совершает новые ошибки, так как не знает о существовании закона кармы. А если даже и узнает где-то к середине жизни, то хорошо бы успеть исправить текущие ошибки, не говоря уже о прошлой карме, копившейся тысячелетиями. Однако в следующей жизни новая личность может опять не узнать об этом законе. Освобождает ли незнание закона от ответственности? Если нет, то прийдется признать, что наше положение безнадежно, ибо клубок кармы нам не распутать во веки веков. Да и нравственность такого закона получается сомнительной - закон есть, а знать его не положено. Это все равно, что разрешить машинам проезд на красный свет, а пешеходов об этом не предупредить.

Теперь попытаюсь изложить свое понимание этой проблемы. Если принять закон кармы для личностей, сформировавшихся в наших конкретных земных условиях как закон коллективный, а не как индивидуальный, то многое прояснится.

Представим себе большой водоем и множество заливов. Каждый залив - личность, в то же время она- часть водоема. Личность либо содержит себя в чистоте, либо загрязняется по мере своих сил и возможностей. Смотритель залива (душа) пытается управлять личностью, но его возможности ограничены. После смерти личности (слияния с водоемом) вся вода перемешивается и отделить личное от общего уже невозможно. Новые личности (заливы) будут частью уже более загрязненного водоема. И так далее. Таким образом, новые личности не знают, за что страдают.

А где же карма, чья она и когда отрабатывается? Получается, что карму отрабатывает душа в момент воплощения очередной личности. Отработка заключается в том, что практически нет связи с личностью и мучительно видеть ее ошибки. Кроме отсутствия нормального полноценного общения с душой у личности нет общения с наставником и хранителем. Это является явным признаком нашего заключения, изоляции, так как возможности личности заключены в мозге, а возможности мозга закладываются при воплощении. В таких условиях карма личности не может быть индивидуальной. При этом карма души индивидуальна. Налицо разделение души и личности. Такое разделение - тяжелое наказание.

Возможно, ошибки, за которые душа сослана на Землю, сделаны в условиях, когда душа и личность были не разделены и слышали друг друга. В этом случае их карма неразделима и индивидуальна, последствия содеянного одинаково видны разуму и душе и мера ответственности значительно выше.

Кажется, что такое толкование кармы облегчает нашу участь. Для тех, чья душа спит - да. Для остальных - наоборот. Хоть и не существует немедленной личной ответственности, но зато появляется понимание ответственности каждого за всех.

Еще один довод в пользу изоляции- жесткая программа развития биологического тела. Еще ни одному воплощенному, в том числе святым и пророкам, не удалось победить болезни и старость (апостолы, русские святые, Е.Блаватская и многие другие, обладавшие оккультными силами, очень страдали от болезней). А ведь это мешало выполнению их предназначения. Так что болезни не являются индивидуальным кармическим наказанием. Скорее это норма нашего земного развития как следствие большой загрязненности нашего общего водоема или как один из элементов программы нашего развития.

Индивидуальное наказание в виде болезни или плохого мужа (жены) являются абсурдом с точки зрения единства задач воплощенной личности и связанных с ней цивилизаций тонкого мира. В этом случае ссора личностей превращается в войну цивилизаций.

В заключение можно сказать, что авторы, пишущие о карме, видят те причинно-следственные связи, которые хотят видеть, точнее, те, которые смогли увидеть. И вообще, вопрос о видении - спорный. То ли сам видишь, то ли тебе показывают. С учетом вышесказанного можно предположить, что ничего существенно важного нам увидеть не позволят. Но какое-нибудь кино по нашему вкусу покажут с удовольствием.