А.А.Шпильман

English

Компьютер - Совесть

Попробуем представить прекрасную, высокоразвитую цивилизацию. Цивилизацию совершенного разума и гармонии… Цивилизацию нашей мечты.

Но могут ли быть в такой цивилизации все одинаковыми?

Наверняка, там могут быть личности, у которых далеко не всегда хватает разума для осознания ситуаций, в которые они попадают, и не всегда хватает чувства гармонии для принятия правильного решения проблемы.

Это приведет к появлению преступности в привычном для нас представлении? Маловероятно. Но, вероятно, эти "наивные дети" будут постоянным источником конфликтов в обществе.

Как быть? Приставить к этим "детям" наставников, надсмотрщиков, полицейских? Придумать "хорошие" законы? Построить тюрьмы для нарушителей?…

Эти стандартные решения, быстро низводят "Цивилизацию-Мечту" к привычному для нас обществу.

Но, для высокоразвитой Цивилизации, возможно, существуют и другие варианты решения данной проблемы. Например: можно попробовать привить к несовершенной душе нечто на подобии "совершенного компьютера". Который не будет вмешиваться в жизнь личности, но будет проявлять себя при попадании личности в конфликтную ситуацию.

Будет этого достаточно? Пожалуй, нет. В обществе простое избегание конфликтов недостаточно. Личности необходимо выполнять и некоторые функции в обществе (иначе это не будет обществом).

Таким образом, "компьютеру" необходимо выполнять еще одну функцию. Функцию активизации и задания направления деятельности личности.

Так появляется убежденность, так появляется чувство долга.

"Наивные дети" растут и совершенствуются, приобретают силу духа и "Компьтер-совесть" начинает терять свою власть над личностью. Вновь появляются конфликты.

Но попытки дальнейшего увеличения власти "Компьтера-совести" могут привести к остановке развития личности. К тому же, вероятно, "тепличные" условия жизни в "Цивилизации-Мечте" не будут способствовать дальнейшему развитию разума.

Появляется потребность в другом варианте решения проблемы.

Например: имеет смысл переселять "конфликтные" души в менее развиты цивилизации. В такие, где они максимально могут проявить свой потенциал, где у них будет значительно больше свободы в своей реализации, где они смогут приобрести жизненный опыт.

Что же произойдет с душами-"переселенцами" в менее развитых цивилизациях?

Вероятно, они быстро заразятся такими болезнями духа как зависть, жадность, тщеславие, национализм и т.д.

Может ли "Компьтер-совесть" защитить от заражения данными болезнями? Возможно, но не надолго. Потому что он сам становится источником и средой болезни, называемой верованием. Религии успешно оправдывают человеческие пороки ("…Ибо грешен человек…") и направляют деятельность личности ("Компьтера-совести") на служение Идолу-Богу. Не будь "Компьтера-совести", не существовали бы религии.

Возможно, было бы лучше отключать "Компьтер-совесть" при переселении души, но можно ли это утверждать однозначно? Тем более что, вероятно, по истечению некоторого времени, "Компьтер-совесть" становится неотъемлемой частью личности и его изъятие может разрушить личность. Так же как и изъятие механизмов экстрасенсорного восприятия, телепатии, телекинеза и т.п., которые использовала личность в своей профессиональной деятельности. А блокировка способностей - это не абсолютно надежное действие.

Но эта проблема разрешима. Человек, развиваясь, совершенствуя свой разум, нарабатывая силу духа, постепенно овладевает полным контролем своей деятельности. Начинает переделывать себя так, как он считает нужным и "Компьтер-совесть" может перестать существовать как таковой. Человек постепенно переходит от функционирования по компьютерной программе к жизни через осознание. И такой Человек уже может быть истинным членом "Цивилизации-Мечты".


Это один из вариантов трактовки - что есть наша совесть.
Но могут быть и другие. Например: возможно, совесть это не нечто искусственно привнесенное извне, а утонченный инстинкт (рефлекс) самосохранения и выживания вида.

(На данную тему, читайте также статью "Y2K проблема в перспективе")

 

СОДЕРЖАНИЕ