Магнит единения

Александр Шпренгер

 

Есть расхожее выражение о том, что в спорах рождается Истина, но, как известно, качество любого действия определяется его мотивом.

Мотивы споров

Соперничество
Самоутверждение
Стяжательство сфер влияния

 

Поэтому можно сказать, что Истина в спорах умирает. Это достаточно ясно, однако существует формальная видимость – иллюзия очевидности, что споры происходят из-за терминов. Поэтому я хочу предложить небольшое исследование человеческой логики, которое является попыткой уравновесить понятия, то есть:

1. Понять, как формируются понятия;
2. Выявить взаимодействие абсолютного и относительного;
3. Создать единство без противоречий.

Начнём с наиболее жизненного примера.

Биологическое понятие жизни



Здесь и сейчас в нашем организме происходит:

1. Интенсивные жизненны процессы – горение жизни;
2. Отмирание клеток и образование шлаков;
3. Сохранение некоторого запаса вещества высокого качества, которое готово перейти в горение жизни.

Единый процесс жизни "состоит" из жизни, смерти и жизнеспособности. При этом вхождение системы в любую из этих крайностей целиком будет означать прекращение этого целостного процесса:

- Либо это будет одномоментная вспышка жизни;
- Либо полное умирание;
- Либо гора жизнеспособного, но неподвижного вещества.

Таким образом, любой живой процесс всегда является единством противоположностей, которые рождают в синтезе новое качество

Новое качество

Х+Y
Х-Y
Х
ґY
ХY
X/Y

Совокупность функций на бесконечном поле условий Вселенной

 

Убирая камни с этого поля, один человек разовьёт производительность Х, другой – производительность Y. Их совместная работа может дать различные сочетания производительностей, выраженные бесконечным многообразием функций, поскольку реальная деятельность может происходить на бесконечном поле условий, которые могут задаваться моментом времени, текущим настроением, взаимоотношениями, различными параметрами поля и камней и т. д.

Это и есть новое качество, новый характер. Это – ЗАКОН ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОСТЕЙ.

Так же и с так называемыми “противоположностями”.

Свобода



Традиционная философия поставила знак равенства только на одной стороне треугольника, но по аналогии с первым примером мы можем увидеть, что единый живой процесс существует только в полноправном и одновременном сочетании трёх “противоположностей”, которые являются как бы проявлениями одной живой сущности. Так мы можем говорить о космическом понятии свободы, которое троично по своей природе так же, как и космическое понятие жизни.

Космическое понятие

1. Равенство
2. Одновременность проявления
3. Единая сущность

Карандаш = сознание = человек = творец = Бог

Простейшее понятие – карандаш. Отделим его от “некарандашей”. Затем возьмём любой предмет и нарисуем им что-нибудь на песке – получим третью “противоположность” – “карандаш–некарандаш”. И, наконец, попытаемся приблизиться к сущности: “любая вещь есть карандаш, т. к. она своим существованием нарисовала сама себя”.

Пойдём ещё дальше:

- наилучший карандаш есть сознание;
- наилучшее сознание есть человек;
- наилучший человек есть творец;
- наилучший творец есть Бог.

Итак, каждое понятие содержит в себе всё Мироздание и даже того, кто стоит за Мирозданием.

Но пойдём ещё дальше: сущность поставим в один угол триады, а проявления – в другой. Чем же будут уравновешены эти понятия?

Познание

Жизнь – Проявления – Сущность
Видение – Принцип – Тайна
Сознание – Материя – Дух

Противо - положности

Энергия – Материя- Дух
Душа – Тело – Дух
Содержание – Форма – Суть
Настоящее – Прошлое – Будущее

Реальность – Правда – Истина

Наше познание начинается с ощущения – восприятия потока жизни. Затем мы познаём и разделяем в сознании проявления жизни и отдельные принципы её устройства. Лишь затем выявляется осознание сущности, которая стоит за этим. Нетрудно увидеть УСЛОВНОСТЬ ТРАДИЦИОННОГО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ материи и духа, тела и духа, формы и содержания, прошлого и будущего, т. к. всё это аспекты ЕДИНОГО. Мы живём в настоящем, неизбежно сталкиваясь с накоплениями прошлого, интуитивно ощущая, что варианты нашего будущего уже где-то существуют – всё есть единый процесс.

Беспредельная Истина посеяла зёрна своей правды в различных исторических эпохах, у различных народов, через тех людей-пророков, которых она сочла пригодными для этого. Поэтому все священные писания всех народов – это правда, намекающая нам на Истину… Умеем ли мы выловить эту суть в текущей реальности?

Как видим, имеют значение не сами термины, но объединяющий смысл и аспект рассмотрения. Договориться о значении слов – это труднее, нежели просто дать им определения. Из этого следует, что нельзя сравнивать и сопоставлять различные духовные учения по отдельным строчкам, которые, естественно, в чём-то будут противоречить друг другу. Сравнить их можно только по духу, который всегда звал и зовёт к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИЮ.

Что касается областей определения различных слов и фраз, то и здесь наметятся три области смысла:

- область, в которой высказывание верно;
- область, в которой оно неверно;
- область неопределённости.

Поэтому предварительно можно договориться лишь о том, что выявление реального смысла – это целый процесс. Будет ли совершенен дух этого процесса, зависит от КАЧЕСТВА НАШЕЙ РАБОТЫ. Ключом к этому качеству может служить понятие сознания.

Понятие сознания:
Чувство – Разум – Воля

Вершины проявления:
Любовь – Справедливость – Свобода

Практическое приложение:
Процесс – Начало – Результат
Средство – Взаимосвязь – Направление

Сердце – Иерархия – Беспредельность
Средство – Метод – Цель
Задача – Тактика – Стратегия

Вещество:
Свойства – Структура - Состав

Понятие сознания является ключевым, т. к. по аналогии позволяет расписывать более трудные цепочки понятий.

В практическом приложении всё начинается с процесса, через качество которого могут быть осознанны взаимосвязи и правильное начало, которое и даст необходимый результат. Пользуясь средством, мы познаём взаимосвязи и далее начинаем видеть направление движения.

Осознание сущности космических понятий выявляет понимание беспредельного потенциала развития любого понятия и любого аспекта. Осознавая Беспредельность, мы придём к необходимости расставить вехи на этом пути, т. е. осознать внутреннюю и внешнюю Иерархию. Далее, для выполнения конкретных шагов по этому пути нужно приложить ко всему средство – сердце или душу. Так цель метод и средство должны быть уравновешены между собой, чтобы процесс не потерял свою целостность.

Так же, по аналогии, можно попытаться осознать стратегию, тактику и задачу, которые составляют некоторую целостность. Так же просто прилагается этот метод к самым обычным областям. Например, при изучении вещества полнота знаний будет синтезом исследования свойств, структуры и состава и т. д.

Но вернёмся к области духа.

Духовная область:
Доброе – Разумное – Вечное

Сын – Дух Святой – Отец
Хранитель – Творец – Разрушитель
Жертва – Алтарь – Жертвующий

Объединяющий Огонь - Абсолют

 

Напутствие, которое обычно даётся учителям, оказывается, содержит полноту основного ключа и вполне созвучно самым духовным понятиям христианской, равно как и индийской троицы.

Жертва, алтарь и жертвующий объединены в едином нераздельном процессе, синтезом которого является огонь жертвенника. Суть его, конечно, невыразима словами, но некоторые направления называют это единение словом Абсолют.

Единство или троичность?

Можно ли обойтись без одного?

Бхакти – Джнани – Карма
Любовь – Познание – Труд

С чего начать?

Мусульмане утверждают истину Единого Бога, и они в этом правы по большому счёту, т. к. незачем дробить устремление. Но в троичности заключена прекрасная глубина понимания структуры мироздания, которую в синтезе с концентрацией устремления можно выразить словом любовь. Получается созвучие с тремя основными направлениями Йоги – Бхакти, Джнани и Карма (любовь, познание, труд), которые только вместе могут составить необходимую полноту.

Попытка решить любую, даже самую маленькую, задачу только через одну “крайность” очевидно приведёт к затратам бесконечной энергии. Мы просто начинаем путь с того устремления, которое нам психологически ближе, и как бы автоматически используем два других аспекта. Объединяющий путь можно назвать путём сознательного иерархического служения.

В чём же основа наших ошибок?

Пифагор:

Три бича угрожают человечеству:

1. Материализм ученых,
2. Невежество священников и
3. Отсутствие дисциплины у демократов.

На этом вырастает деспотизм

 

Более двух тысяч лет назад Пифагор произнёс эти удивительные слова, но они звучат как пророчество и в наше время. Основа наших ошибок – это склонность впадать в крайности, которые, как мы помним из первого примера, в пределе ведут к смерти.

Экология мышления

ОШИБКИ = КРАЙНОСТИ

1. Категоричность
2. Отрицание
3. Срывчатое мышление


1. Социальные конфликты
2. Сердечные заболевания
3. Землетрясения

ПСИХИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Наша категоричность по отношению друг к другу, наше отрицание друг друга порождает социальные конфликты и сердечные заболевания. Как показывают последние исследования, человеческое жестокосердие коррелируется с моментами землетрясений.

Политическая и социальная обстановка не нуждается в комментариях. Изменения климата и сдвиги в природе очевидны. Но главное наше бедствие – это психическая атмосфера, в которой мы живём, поэтому экология мышления скоро станет главной наукой современности и именно люди, которые думают о духовности, должны стать передовым отрядом этой науки.

Культура общения

1. Брать понятия в их наивысшем значении (максимальное наполнение каждого понятия – это все мироздание)

2. Плавное перетекание понятий

3. С–лово = совместный улов (умение поймать общий смысл).

О чём все наши споры? Наполнение каждого понятия, каждого слова это, как минимум, всё Мироздание. Поэтому самое разумное – брать понятия в их наивысшем значении. Кто от этого проиграет? Понятия нашего языка естественно и плавно перетекают друг в друга, составляя необходимые части гармонии. Почему бы то же самое не делать нашим мыслям? Культура общения, умение договариваться друг с другом заключается в искусстве ловить совместный улов – с-лово и его смысл.

Время синтеза

Религия – Наука – Йога
Чувство – Разум – Воля

Так или иначе, но нам придётся жить на одной планете. Обвиняя друг друга, мы всё равно никого не убедим и никому ничего не докажем. Поэтому необходимо НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ. Пришло время синтеза и мышление людей уже готово воспринять это. Но где же находится передовой отряд, те, кто говорит о духовности? Неужели в сектантской замкнутости и в разногласиях?

Кому-то не нравится слово религия, т. к. люди боятся агрессивного сектантства. Кому-то не нравится слово йога, т. к. мы видели примеры претенциозных самоутверждений в этой сфере. Нравственность учёных тоже несложно поставить под сомнение. Но лучше нам договориться об отказе от критиканства и практически научиться возвеличивать, а не приуменьшать понятия, брать их в наиболее чистом, правильном и просветлённом смысле.

Все эти примеры просто ещё раз показывают, что человек склонен абсолютизировать и впадать в крайности. Но любая абсолютизация, пусть даже на основе высоких принципов религии, всегда приводит к столкновению с реальной психологией человека и далее к внутренним и внешним конфликтам.

Основой единения может стать понятие культуры и знамя культуры, поднятое Николаем Рерихом, т. к. культура пронизывает и объединяет все сферы нашей жизни.

“И что попросите ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ, то дано будет вам” (Евангелие). Нам нужно просто сойтись во имя спасения и решать насущные практические задачи. Начинать всегда нужно с малого – хотя бы с ТЕРПИМОСТИ И ДРУЖЕЛЮБИЯ друг к другу.

Нужно признать право на существование любых духовных поисков. Мы не должны отрицать или критиковать другие направления или вероисповедания, навязывать кому-либо свои убеждения. Только своим примером можно утверждать свою Истину. Делая общее дело, надо признать непринципиальным вопрос о количестве последователей того или иного направления. Стимулом для нас должен стать именно общий духовный и культурный уровень народа. Недопустимо какое-либо препятствование деятельности друг друга на основе идеологических антипатий, религиозной или национальной розни. Мы все вместе должны способствовать свободному синтезу знаний, сотрудничеству, совместному решению насущных задач. Это может стать основой единения, взаимопонимания, взаимного духовного обогащения и взаимопроникновения различных культур и направлений. При этом приоритетное направление деятельности будет выбираться не по признакам идеологической принадлежности, а по качеству работы.

Если действие или слово направлено к Общему Благу и Культуре, то это явно служит делу Света и Эволюции человечества и, следовательно, должно получить наше доверие, ибо КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Часто мы делаем вид терпимости, потому что считаем себя интеллигентными людьми. Эмоции нетерпимости получаются загнанными вовнутрь и тем самым нагнетаются. Но именно внутренние энергии сознания создают ту психическую атмосферу, в которой мы существуем. Наука уже подошла к пониманию того, что мир духовный так же материален, как мир физический и имеет ту же энергетическую основу, только более тонкую. Но именно эта более тонкая основа является определяющей для всех остальных явлений.

Экология мышления имеет неотложное практическое значение, ибо энергией мышления порождается здоровье или болезнь, карма буддистов, кисмет казахов, судьба – суд Бога русских, т. е. мышлением приводится в действие Закон Высшей Справедливости, мышлением создаётся качество нашей жизни. Поэтому понятие и слова о дружелюбии должны наполниться конкретным внутренним содержанием.

Предстояние Истине

1. Чувства – Торжественность и радость
2. Разум – Состояние поиска
3. Воля – Устремление к Беспредельности

 

Современное знание поставило нас перед лицом беспредельного и загадочного океана живой Вселенной. Предстоящий перед алтарём Беспредельной Истины не станет поучать других и спорить с ними, но пребывает в состоянии торжественной радости общения с Великим Присутствием. Разум его как бы опустошён и находится в состоянии трепетного поиска, а воля устремлена к вершинам достижений.

Беспредельность непознанная будет существовать всегда – это нормальное положение вещей, поэтому основой культуры общения должна быть позиция ищущего, состояние ищущего, а не “знатока-проповедника”, который назидает других и навязывает другим именно свою трактовку истины. Нужны живые магниты, которые своей жизнью, своим поиском, ароматом своей глубокой бытийности и своей освобождающей силой зовут и расчищают человеку путь в сферу Божественности.

Нам всем нужно научиться признавать, что навязывание есть крайняя степень невежества. Люди, говорящие о духовности, должны утверждать свободу совести своей жизнью, а не плестись в хвосте у политиков.

Завтра те, кто находится на ступени поиска, возможно перейдут в долину любви. Но первая ступень не исчезнет при этом, а всегда будет присутствовать в жизни. И она необходима сейчас как первый шаг к единению. Ибо если мы действительно верим в Бога, то мы должны стремиться к практическому построению ОБЩЕМИРОВОГО БРАТСТВА.

АУМ

СОДЕРЖАНИЕ