Максим Чурбаков

ОРАНЖЕВЫЙ ШАР ПРОТИВ ИСТРЕБИТЕЛЯ

ШАР ОКАЗАЛСЯ СИЛЬНЕЕ.
КОГДА САМОЛЕТ РАЗБИЛСЯ, ЛЕТЧИКОМ ЗАНЯЛСЯ СЛЕДОВАТЕЛЬ

(Данный текст собран из отрывков статей в газетах и пояснений участника событий.)

История эта началась летом. 16 августа 1991 года в учебном авиационном полку Ейского высшего военного авиационного училища летчиков шли плановые курсантские полеты. На одном из истребителей в небо поднялся второкурсник Максим Чурбаков. Но двигатель его истребителя проработал лишь 14 минут.

 

Над вторым поворотом полета по маршруту произошло его самовыключение. Впрочем, чтобы понять и проанализировать ситуацию, в которой оказался молодой курсант, предлагаю читателям почти стенографическую запись радио переговоров курсанта с офицером боевого управления, руководившим в тот день полетами на маршруте.

В 7 часов 50 минут курсант Чурбаков доложил на землю: “42-й, самовыключение двигателя, высота 1400, обороты упали до 20 процентов, температура - 250 градусов”.

Поясню сразу, что 250 - это температура исходящих из сопла самолета газов. В нормальном режиме полета она составляет порядка 450 градусов. Так что и падение оборотов, и уменьшение температуры свидетельствовали, что двигатель действительно остановился.

Однако земля на доклад курсанта не ответила. От членов комиссии, расследовавшей эту аварию, я узнал, что этот тревожный доклад вызвал легкий шок у офицера боевого управления.

Через 14 секунд курсант повторил свой доклад. Только теперь он сообщил, что обороты упали до 15 процентов. И снова эфир молчал. Тогда через 12 секунд полетел очередной тревожный сигнал. Он-то, наконец, вывел офицера из оцепенения. Позже, когда я беседовал с курсантом Чурбаковым, он мне признался, что это были самые волнующие для него секунды, и тянулись они, казалось, вечность...

И только на третий раз земля отозвалась: “Кто доложил, повторите?”.

- 42-й, - ответил курсант.

Теперь-то, через 32 секунды после выключения двигателя, 42-го поняли.


кабина самолета L-39

Однако команду на катапультирование давать не спешили. Несколько томительных для Максима, секунд ушли на переговоры между офицером боевого управления и руководителем полета. Выждав 20-секундную паузу, Чурбаков доложил; “Готовлюсь к катапультированию, отворачиваю от города”.

Наконец это же самое приказала и земля.

- Выполняю, - доложил курсант перед тем, как сработала катапульта.

После самовыключения двигателя прошла одна минута и шесть секунд.

Самолет в этот момент находился над водохранилищем, но курсант направил его так, что упасть он должен был на сушу. Так оно и произошло. Спускаясь на парашюте в воду, Чурбаков все время контролировал планирование своего истребителя и “заклинал” его не наделать бед на земле.

Сам же, удачно приводнившись, быстро сориентировался по ветру, выбросил из карманов комбинезона все лишнее и поплыл к берегу. Комбинезон он решил не снимать, как, впрочем, и отстегивать парашют, был уверен: доплывет и так, хотя до берега было полтора километра. А к курсанту уже спешила рыбацкая лодка. Она-то и доставила летчика на берег. В 400 метрах горел самолет. Его уже тушили взявшаяся откуда-то пожарная машина. Чурбакова обступили местные жители. Кто-то сочувствовал, кто-то крестил, причитая, что в рубашке родился. Молодежь же с интересом расспрашивала летчика о случившемся. Тут же, на берегу, Максима угостили дыней, кто-то предложил свою одежду.

Через час прибыл вертолет поисково-спасательной службы. И давление, и пульс у курсанта оказались в норме. Не обнаружил врач ни царапин, ни ушибов.

Вот почему уже в 15 часов Максиму разрешили встретиться с матерью, которая, надо же такому случиться, приехала 16 август из Челябинска к сыну, чтобы провести с ним праздник - День Воздушного Флота СССР. Мать, конечно же, узнала о случившемся. И была счастлива, что все так хорошо кончилось.

“Не отбило это происшествие желания и дальше учиться летать?” - задаю Максиму вопрос. “Нет, - отвечает курсант. - Сейчас даже увереннее стал чувствовать себя. Из любой ситуации можно выйти победителем, если действовать без паники, если подчинить себе волю”. Не выбило из колеи этот случай и Зинаиду Ивановну. И хотя поплакать тайком ей пришлось в те праздничные дни немало, она солидарна с сыном в том, что продолжать учебу надо.

Знаете, - сказал командующий, - когда узнал об аварии в учебном авиационном полку, то расстроился. Жалко, конечно, терять дорогостоящую технику. А когда узнал все обстоятельства этого случая, когда побеседовал с курсантом, прослушал пленку с радио переговорами, то порадовался. Даже на душе немного полегчало. Какие все-таки замечательные есть у нас люди!

Ведь, смотрите, Чурбаков налетал в своей жизни всего 44 часа, из них самостоятельно - 11. Это был его всего лишь третий самостоятельный полет по маршруту. Но вот слушал я пленку с радио переговорами курсанта с землей и не переставал удивляться его хладнокровию, четкости докладов, спокойствию. Будто был в самолете не второкурсник летного училища, а умудренный опытом воздушный боец. Признаюсь, закралась даже такая мысль: а может, у курсанта это все показное, рисуется: смотрите, какой я молодец, А потом отогнал эту мысль. Мог ли думать курсант, жизни которого грозила смертельная опасность, о том, как воспримут потом его действия и слова? Думал он, наверное, об одном: куда направить неисправный самолет, чтобы он не наделал большой беды, да и о том, как спасти свою жизнь.

Вот, пожалуй, и все об этом летном происшествии. Добавлю, что после необходимого медицинского обследования Максим снова вернется на полеты.

НЛО тут, как видим, никакого не было. В окружной газете вскоре появилась фотография Максима вместе с инструктором.

Газета вышла 27 августа, но в героях Максим ходил недолго, всего один день. А точнее - до 28 августа.

Взлетел, РП дал 3 зону с набором до 2100 метров. Прилетел в зону на 2100, доложил о занятии зоны и стал набирать левой спиралью высоту для выполнения фигур. На высоте 3900 метров я вывел самолет в горизонтальный полет.

Увидел впереди справа на фоне чистого неба, (облачность была ниже) шар диаметром 15-20 сантиметров желтого цвета. Солнце в этот момент было где-то сзади слева. Я смотрел на шар 1-2 секунды и начал докладывать РП о наблюдаемом объекте. Только я нажал кнопку "радио", объект начал сближаться со мной. Я доложил РП, что наблюдаю объект, и что объект пошел на сближение. Объект все сближался со мной, я смотрел ему в центр. Когда он сблизился со мной, то его размеры стали примерно 1,5-2 метра. Я не смог смотреть на него, меня ослепило. Я закрыл глаза, но в глазах оставалось это свечение. Я опустил голову вниз и отвернул ее влево.

Когда я открыл глаза, то увидел свою левую ногу. У меня было чувство, что за мной кто-то наблюдает, и в районе затылка с правой стороны было непонятное ощущение. Я хотел быстрее избавиться от этого ощущения. Начал поднимать голову вправо, а посмотреть не смог, было чувство страха. Когда мой взгляд упал на аварийное табло, то я увидел, как загорелась лампа "генератор" и кратковременно "запасной генератор". Я начал докладывать РП об отказе генератора, как только я доложил об отказе, загорелась лампа "пожар". Доложил РП, что загорелась лампа "пожар". Начал проверять шлейф за самолетом. Глаза немного щипало, и они начали слезиться. Я повернул голову вправо, объекта уже не было, установил крен вправо и увидел шлейф за самолетом. Глаза все сильнее стало резать, и они начали еще сильней слезиться. Я подумал, что опущу светофильтр, он мне послужит как очки, и у меня перестанут слезиться глаза. Я опустил светофильтр и обнаружил, что в кабине появился дым. Я доложил, что перехожу на питание чистым кислородом, что разгерметизирую кабину. Потом приступил к тушению пожара. РУД на стоп, пожарный кран открыл и нажал кнопку тушения, об этом всем доложил РП.

РП дал команду на катапультирование, я отказался, так как видел впереди себя большой населенный пункт и вообще 3 зона сильно заполнена населенными пунктами. Я начал планировать примерно на юг, докладывая высоту и скорость. Лампочка "пожар" продолжала мигать. Я выбрал, где одни поля, и спланировал в то место. Глаза сильно болели, из-за слез мне было плохо видно.

В радиообмене было много непонятно. РП давал команду курс 0, я говорил, что высоты не хватит, кто-то другой вмешивался в разговор, иногда в наушниках стоял только один писк. Самолет на планировании управлялся очень плохо, с большими зарываниями, скорость прыгала плюс-минус 100 километров. Иногда я самолет выводил из пикирования. Увидев, что подо мной только поля, я на высоте 1000 метров катапультировался. Приземлился в кукурузном поле. Тут подъехала грузовая машина с людьми. Они положили мой парашют в машину и отвезли меня в то место, куда упал самолет. После этого прилетел вертолет ПСС, я отдал им САРПП, и они меня отвезли в Зерноград. В Зернограде меня сразу отвезли в санчасть.

Свидетели с земли видели, что когда самолет падал, с ним рядом шли два шара, и после моего катапультирования самолет взорвался, шары разошлись и резко начали подыматься вверх и скрылись. А я наблюдал из кабины самолета до столкновения только один шар, а когда начался пожар мне уже было не до шара.


комиссия на месте аварии

 

На земле на него смотрели уже с откровенным подозрением: шутка ли, вторую машину угробил! Да и расследование складывалось не в его пользу. По данным “черного ящика” он действовал правильно, а если судить по обломкам, то никакого пожара и не было. Из училища его, конечно, выгнали и отправили в армию. Да еще и уголовное дело завели. О незавидной судьбе недавнего героя нам рассказала заплаканная мать курсанта, Зинаида Ивановна, когда вместе с расстроенным сыном приехала к нам в “Союзуфоцентр”, чтобы здесь разобрались с тем таинственным шаром.

- Обвиняют, что он умышленно портит технику, - говорит она. - Решили все на Максима свалить. Говорят, что он молодой, и если пятнадцать лет отсидит, то ему будет только тридцать четыре... (Уголовное дело, возбужденное против Максима Чурбакова по статье УК РСФСР, предусматривает наказание от пятнадцати лет до расстрела - от автора).

Прежде, чем делать какие-то выводы, припомним случаи, известные уфологам. Так, в сентябре 1973 г. неподалеку от американского города Менсфилда экипаж военного вертолета увидел красный светящийся объект. Последний двигался со скоростью примерно 1100 км/час и шел на сближение, как бы атакуя. Капитан Лоуренс Койни, чтобы избежать столкновения, начал снижаться, но объект упорно преследовал машину. Некоторое время он парил под винтом, освещая кабину ярким зеленым лучом. Более того: как сообщили члены экипажа, вертолет был поднят НЛО с 1700 футов до 3500, причем это произошло менее чем за две минуты. До тех пор, пока НЛО не исчез, радиосвязь отсутствовала.

Нечто подобное бывало и у нас. В 1981 году, тоже в октябре, военный летчик В.Коротков вел свой МИГ. Неожиданно перед носом самолета появился светящийся шар диаметром около пяти метров. Какие-то мгновения он сопровождал истребитель, и в результате перестала работать радиоаппаратура, нарушилось горение топлива, и вдобавок отключился двигатель. Затем шар переместился к хвостовому оперению. Раздался взрыв, повредивший киль, после чего шар скрылся из виду. Двигатель заработал снова, и приземление прошло благополучно.

Специалисты, расследуя этот случай, выдвинула такую версию: во всем виновата эта светящаяся плазма. Она привела к ионизации воздуха, и на обшивке самолета накопился мощный электрический заряд, оплавивший при взрыве часть киля. Она же могла вызвать я отключение двигателя.

Хорошо известны и многочисленные факты, когда останавливались двигатели у автомобилей, вблизи которых появлялся НЛО. Знают уфологи и то, что такие объекты способны активно воздействовать не только на людей, у которых появляется резь в глазах, временная слепота, текут слезы, но и на технику, причем наиболее уязвимым оказывается электрооборудование. Что же касается истории с Чурбаковым, то место, где это случилось - граница Ростовской области и Краснодарского Края, - известно частыми появлениями НЛО.

Комиссия “Союзуфоцентра”, в которую вошли, в частности, медики и психологи, не обнаружила в психике курсанта каких-либо отклонении от нормы. Исследователя пришли к выводу, что обстоятельства аварии вполне согласуются с тем, что происходит во время подобных встреч, и потому в данном случае не исключено воздействие НЛО.

В уфоцентре не стали пренебрегать и мнением представителей, так сказать, нетрадиционного знания. Вот, например, что думает по этому поводу экстрасенс Г. Кончинова: “Из-за нарушения контакта в двигателе, катапультирование было необходимо для спасения летчика. Катастрофы могло не быть, если бы самолет был должным образом подготовлен к вылету. Уровень технического обслуживания машины не соответствует норме”.

Понятно, что заключение экстрасенса в подобных делах не произведет впечатления на тех, от кого зависит судьба девятнадцатилетнего парня. Небо и закон любят точность и заставляют опираться на факты и придерживаться параграфов. И потому наш разговор - именно о фактах. Похоже, не все из них учтены предусмотрительными параграфами и инструкциями. Вот ведь и генерал-полковник авиации И. Мальцев, которого, наверное, в его профессии трудно чем-либо удивить, сказал однажды корреспонденту центральной газеты: “Поражает большая маневренность НЛО, казалось, что они вовсе лишены инерции. Земные летательные аппараты подобными возможностями не располагают”.

Заметим, что НЛО располагают не только этими возможностями. Однако у нас разговор не столько о возможностях неопознанных пришельцев, сколько об умении землян видеть новое и не отворачиваться от непонятного. Качество, полезное не только уфологам, но и генералам.

****

Операторы радиолокационных станций гражданской авиации довольно часто наблюдают НЛО. В одно время им было дано предписание хранить наблюдения в тайне, составлять протоколы по каждому случаю и отправлять по инстанциям. Но мероприятие по составлению протоколов быстро затухло, потому что не было никакой ответной реакции на отправленные протоколы.

 

СОДЕРЖАНИЕ